Наталия Максимовская
Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника
Автор: Максимовская Наталия Викторовна
Организация: ГБДОУ 51 Приморского района Санкт-Петербурга
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.
Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка, важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
О влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
История существования пальчиковых игр исчисляется столетиями. Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».
Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Однако примеры использования пальчиковых игр представлены не только в русской культуре, но и в культурах других народов. Так, в Китае широко распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Варианты стихов-потешек для занятия с детьми
Моя семья
(Пальчики сгибаются поочередно, в конце нужно покрутить кулачком)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Пальчик-мальчик
(Вначале нужно показать большой палец, а потом касаниями соединять его с другими пальцами. Можно задействовать одновременно две руки)
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Детям часто нравятся потешки с неожиданной, смешной концовкой, например:
По грибы
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистил сам,
Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик всё-всё съел,
Оттого и растолстел.
Очень популярны потешки, имитирующие занятия, которые ребенок наблюдает в быту готовка, уборка и прочее, например:
Капустка
(Движения рук имитируют попеременно движение ножей вверх-вниз, посыпание солью из щепотки, растирание и сжимание)
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Повстречались
(На каждую строчку нужно поочередно соединять пальцы правой и левой руки, от мизинцев к большим, а на последнюю строчку показать рога, вытянув мизинцы и указательные пальцы)
Повстречались два утёнка «Кря-кря»
Два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Ррр!»
Два быка –
Смотри, какие рога;
«Муу!».
Комар
Летит муха вокруг уха, жжж, (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс, (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб – оп, (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его – хлоп, (хлопаем ладошкой по лбу)
И к уху, зззз, (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Придумывайте собственные пальчиковые игры – это несложно, но ваш энтузиазм будет воспринят ребенком с благодарностью. Будьте уверены, что даже не самая складная, но собственная, уникальная потешка станет у него любимой.
Поначалу попробуйте проделать все движения самостоятельно, чтобы ребенок видел слаженные и уверенные жесты. Старайтесь произносить слова и фразы четко, с ярко выраженной интонацией – ведь в данный момент вы развиваете речь ребенка, а она должна формироваться правильно.