МААМ-картинки

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника»

Наталия Максимовская
Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника

Автор: Максимовская Наталия Викторовна

Организация: ГБДОУ 51 Приморского района Санкт-Петербурга

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.

Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка, важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.

Публикация «Консультация для родителей „Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника“» размещена в разделах

О влиянии действий руками на развитие головного мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

История существования пальчиковых игр исчисляется столетиями. Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».

Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Однако примеры использования пальчиковых игр представлены не только в русской культуре, но и в культурах других народов. Так, в Китае широко распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Варианты стихов-потешек для занятия с детьми

Моя семья

(Пальчики сгибаются поочередно, в конце нужно покрутить кулачком)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Пальчик-мальчик

(Вначале нужно показать большой палец, а потом касаниями соединять его с другими пальцами. Можно задействовать одновременно две руки)

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Детям часто нравятся потешки с неожиданной, смешной концовкой, например:

По грибы

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистил сам,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик всё-всё съел,

Оттого и растолстел.

Очень популярны потешки, имитирующие занятия, которые ребенок наблюдает в быту готовка, уборка и прочее, например:

Капустка

(Движения рук имитируют попеременно движение ножей вверх-вниз, посыпание солью из щепотки, растирание и сжимание)

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Повстречались

(На каждую строчку нужно поочередно соединять пальцы правой и левой руки, от мизинцев к большим, а на последнюю строчку показать рога, вытянув мизинцы и указательные пальцы)

Повстречались два утёнка «Кря-кря»

Два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Ррр!»

Два быка –

Смотри, какие рога;

«Муу!».

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж, (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс, (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб – оп, (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его – хлоп, (хлопаем ладошкой по лбу)

И к уху, зззз, (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Придумывайте собственные пальчиковые игры – это несложно, но ваш энтузиазм будет воспринят ребенком с благодарностью. Будьте уверены, что даже не самая складная, но собственная, уникальная потешка станет у него любимой.

Поначалу попробуйте проделать все движения самостоятельно, чтобы ребенок видел слаженные и уверенные жесты. Старайтесь произносить слова и фразы четко, с ярко выраженной интонацией – ведь в данный момент вы развиваете речь ребенка, а она должна формироваться правильно.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника»
Опубликовано: 11 сентября 2022 в 20:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Максимовская (УИ 174818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД