Приложение МААМ

Консультация для родителей «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей»

Юлия Отставнова
Консультация для родителей «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Проблемы экологического воспитания волнует многих. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. И чем раньше мы введем детей в прекрасный окружающий их мир, тем больше знаний, навыков и умений они получат.

Публикация «Консультация для родителей „Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей“» размещена в разделах

Природа – это чудо, великолепие. Она научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьет внимание, творчество. Умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребенку.

В детском саду во всех группах ведется углубленная работа по экологическому воспитанию, используются разные сферы деятельности детей : наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, музыка. «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны». (Альберт Энштейн)

Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу. Воспитывать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Я попробовала в своей группе использовать художественную литературу и наблюдения для экологического воспитания детей.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому прежде всего подбирала книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней. Я сама очень люблю поэзию. И поэтому прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина «Белая береза», мы несколько раз на прогулке подходили к березке, рассматривали ее, сравнивали несколько берез и видели, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы – все они разные. Каждая березка по своему прекрасна. И вот однажды, идя на работу, я увидела белую бахрому на веточках березы и на прогулке прочитала детям стихотворение. Слушали все молча. А потом стали рассказывать, что такая бахрома бывает в морозный день, что эта маленькие льдинки- иней. Объяснила детям, что не нужно стряхивать бахрому, т. к. можно сломать веточку, предложила присыпать ствол березки снегом, чтобы ей было теплее, ведь летом она нам подарит прохладу, а листочки соберут пыль в воздухе, и обогатят воздух кислородом (процесс фотосинтеза). Пообещала детям вновь дать понюхать почки березки и рассмотреть первые клейкие листочки. Дети легко выучили стихотворение и читают его с любовью.

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» в первый раз прочитала детям, когда они стояли у окна (вечером). Они сравнивали слова в стихотворении с реальной жизнью. Они увидели зимний вечер, сердцем почувствовали с какой трогательной нежностью и заботой поэт обращается к старушке няне. Подобрала несколько иллюстраций с зимним вечером, рассматривали их с детьми. Вспомнили, что после метели мы наблюдали на участке высокие белоснежные сугробы. Но каким бы белым снег ни был, все равно, ели его нагреть, он растает (доказали наблюдения) и получится грязная вода, потому что снег, падая, собирает в воздухе всю пыль.

А вот другое стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» - полная противоположность первому. Созвучие красок. Прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Попробовала подобрать иллюстрации, но почувствовала что этого мало. И вот однажды выдался ясный морозный день, и в этот день я прочитала детям все стихотворение. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они подвязывали к деревцу ветку, как помогали жучку выбраться с дороги на травку, как спасали воробья от кошки, прогнав ее.

Осенью предложила детям отправиться на прогулку в воображаемый осенний лес при помощи волшебных слов:

Раз, два, три, ветка клена, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень с желтою косой!

И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т. д. Предлагаю детям подумать. Почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается – это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и будто дарит им свое золотое тепло, отчего она становится золотой. И тут же прочитала детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера …

И дети с желанием выучили это стихотворение. А я детям рассказала. Что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. Человек – это частица окружающего мира. Он должен научиться прислушиваться к природе, любить ее, и только тогда и цветы на лугах, и деревья, и птицы, и животные будут раскрывать человеку свои тайны. А чтобы научиться любить природу, надо много наблюдать. Предложила детям задумать желание, связанное с природой. Трудно, но интересно. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц, насекомых. А я в конце сказала, что у меня есть желание. И прочитала детям стихотворение Т. Собакина «Желание» .

Мне хочется в поле пожить

Красивой ромашкой

И хочется крепко дружить

Со слабой букашкой.

И чтоб друзей не менять,

Услышав мычание.

И чтоб корова меня

Не съела нечаянно.

Дети смеялись, от души и пробовали повторить это желание. Несколько раз летом наблюдали с детьми за радугой. Дети усвоили ее основные цвета. А чтобы продлить интерес к этому феномену явления, я предложила детям представить себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Какое бы тогда было у всех настроение? (грустное, унылое). Я пригласила детей в царство Цвета, но чтобы туда попасть, надо перечислить все цвета радуги и произнести слова :

Царица радуга, впусти

Нас в свой волшебный мир,

Свои лучи нам подари,

О них нам расскажи!

И как бы попали с детьми в воображаемый дворец, где живет царица Радуга. Обратила внимание детей на то. Что все радужные дуги имеют форму полукруга и не одинаковую длину. Что радугу в древности называли – мостом между небом и землей. Предложила детям расположиться поудобнее и прочитала им сказку «Человек – радуга». А у детей еще надолго сохранился интерес к «необычной радуге».

Таким образом, художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию новых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

Публикации по теме:

Книжка-малышка. Экологическое воспитание посредством художественной литературы Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы. Это раньше наши предки могли не.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» «Экологическое воспитание детей в семье» Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое,.

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» Роль художественной литературы в развитие речи детей дошкольного возраста Художественная литература сопровождает человека с первых лет его.

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём.

Консультация для воспитателей на тему «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей» Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста Проблемы экологического воспитания.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» "Проснулся утром — прибери свою планету" (Антуан де Сент-Экзюпери) Сегодня, воспитывая наших детей, наше новое поколение, мы должны позаботиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 19:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Отставнова (УИ 995565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД