Лариса Мелентьева
Консультация для родителей «Воспитываем культурно-гигиенические навыки через игру»
Сохранение интереса к игре возможно лишь при его положительном эмоциональном восприятии, для чего ребёнку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении. При потере интереса приобретение ребёнком навыка может растянуться во времени или вообще не сформироваться. Как же совместить эти два требования? Каждую игру проводить как новую.Для этого можно:
- сменить игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры, цвета, формы);
- сменить ситуацию, в которой происходит отработка навыка (на дидактическом материале);
- перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадлежащей другим людям;
- закреплять навык на одежде и обуви кукол;
- на своей одежде лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;
- заканчиваем обучение на одежде и обуви, находящейся на самом ребёнке.
Взрослый должен помнить, что скорость формирования навыказависит от многих факторов:
- от индивидуальных особенностей ребёнка (есть дети с разным складом нервной деятельности: холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники);
- от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей, является главным учителем для ребёнка);
- разной скорости усвоения навыка (одному ребёнку достаточно показать один раз, после чего он начнёт формировать навык самостоятельно, а другому ребёнку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно).
Когда же мы сможем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего? Тогда, когда несколько дней подряд ребёнок выполняет его успешно не только на организованной вами игре, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию.
На третьем году жизни у ребёнка развивается отображающая игра и начинает формироваться сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок берёт на себя определённую роль, связывает в игре несколько последовательных действий и берёт на себя роль в одно действие.
Определите, на каком уровне игровой деятельности находится ваш ребёнок. Окружите ребёнка теми игрушками, которые ему нужны в данный момент. Позаботьтесь о том, чтобы игрушки, которые вы покупаете вашему ребёнку, были разнообразными и способствовали его развитию, а не были лишь интерьером в детской комнате. Для закрепления навыков самостоятельной еды вы можете
купить наборы кукольной посуды (чайный и столовый сервизы). Хорошо, если у вас есть возможность купить кукольную посуду
разного размера и сделанную из разного материала. Предложите ребёнку для игры «Кормление куклы»разные ложки: большую, столовую, десертную, чайную. Дело в том, что каждую ложку ребёнок будет пробовать брать разными способами.
Для закрепления навыка застёгивания «молнии», липучек, пуговиц дидактическим пособием могут служить различные виды шнуровок (в виде пуговицы, ёжика с фруктами, изображения домашних животных, прибитых на деревянные подставки, которые ребёнок может поставить перед собой на стол). Дидактическим пособием может стать и старый детский ботинок, который ребёнок шнурует вместе с взрослым и самостоятельно.
Для того чтобы игрушка была интересна ребёнку,она должна быть:
- доступна для него по сложности выполнения задания;
- красива по оформлению;
- находиться в поле зрения ребёнка определённое время (пока интересует его);
-количество дидактических игрушек должно быть не большим.
Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, создавайте такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. Расставьте их в том месте, в котором чаще всего бывает ребёнок. Понаблюдайте за игрой ребёнка. Использует ли он навык и умение, которые вы формировали накануне? Испытывает ли он трудность в его применении? Вы должны понять ещё то, что навыки из разных разделов могут формироваться с разной скоростью. Недопустимо формировать новый навык в тот момент, когда формирование текущего навыка ещё не завершено. Это не поможет вам сформировать у ребёнка уверенность в своих силах, а у вас не будет удовлетворения от работы.
Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации, у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая моторика. Развитие мелкой моторики проходит по определённым этапам, которые следуют один за другим по нарастанию сложности. Обучать ребёнка необходимо, придерживаясь последовательности.