Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация-что это такое?»

Ирина Веселовская
Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация-что это такое?»

Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация!» А что же такое – ИНТОНАЦИЯ?

Интонация представляет собой звуковое явление. В оформлении речи важную роль имеют следующие интонационные компоненты: модуляция голоса по силе и высоте, т. е. способность произносить фразы с определённой высотой и силой голоса; тембр голоса – звуковая окраска, качество звука, благодаря которому мы можем различать голоса знакомых людей, даже не видя их; темп и ритм речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление; способность использовать в речи повествовательные, вопросительные и восклицательные высказывания; понимание и отражение в речи различных эмоциональных состояний человека, настроения; логическое ударение – выделение какого – либо слова в предложении интонацией (эти слова произносятся более членораздельно, длительно, громко) ; пауза – собственно перерыв в звучании речевого потока.

Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной

Интонационная сторона речи начинает формироваться очень рано – ещё в период доречевого развития ребёнка, т. е. уже до 1 года. Крик, гуление, лепет ещё не являются речью, то есть сознательным выражением мыслей и чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребёнка и его потребностях. Ребёнок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первое речевое общение ребёнка с людьми.

Психологическая особенность звуковых выражений ребёнка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. В ходе дальнейшего развития речи, происходит овладение всеми интонационными компонентами речи. Постепенно, с развитием словесной речи, интонация начинает играть служебную (вспомогательную) роль, то есть она подчиняется слову.

Однако интонация продолжает играть большую роль. Она помогает пониманию речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает определённое воздействие на слушателя.

Интонация передаёт разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации. Таким образом, интонация, выразительная речь помогает общению. В свою очередь, общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов

В ходе индивидуальных и подгрупповых занятий в детском саду организуется работа по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей. При этом осуществляется:

- организация речевого дыхания;

- развитие мимики;

- развитие выразительности движений;

- развитие способности понимать и выражать эмоции;

- развитие силы и высоты голоса;

- формирование нормального темпа и ритма речи;

- формирование восприятия и воспроизведения в речи основных интонационных типов оформления высказывания (повествование, вопрос и восклицание).

Детям очень нравится играть в игры, выполнять упражнения, способствующие развитию интонационной выразительности речи. Такие упражнения можно выполнять дома, да и просто в игре с ребёнком решается много задач, касающихся формирования выразительной речи и правильной интонации. Приведём несколько простых примеров.

Упражнение: «Вопрос – ответ».

Взрослый и ребёнок произносят текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Ну, весна, как дела? (Высоко) .

- У меня уборка. (Низко) .

- Для чего тебе метла? (Высоко) .

- Снег мести с пригорка. (Низко). О. Высотская.

Упражнение: «Слушай и повторяй».

Дети должны повторяют вместе с взрослым, отражённо и самостоятельно восклицательные высказывания: выразительное чтение потешек, стихотворений, содержащих восклицательные высказывания.

Я в лесу кричу: «Ау – у!»

Отвечает кто-то: «У-у-у!»

Я ещё кричу: «Чего-о-о!»

А мне слышится: «Его-о-о!»

Кто же это среди дня

Дразнит издали меня?

Черепаха: «Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Всё лежу и лежу

И на солнышко гляжу». (Тембр: важный)

Львёнок: «Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу…» (Тембр: задорный, звонкий) .

Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы,

А сова – всё ниже, ниже (голосом средней силы,

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо)

Поиграй, дружок со мной! (громко) .

Публикации по теме:

«Играем пальчиками — развиваем речь». Консультация для родителей Консультация для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь». «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.

«Развиваем речь детей раннего возраста». Консультация для родителей«Развиваем речь детей раннего возраста». Консультация для родителей Ранний возраст (от рождения до 2-х лет) является наиболее важным в развитии речи детей. Многие исследования ученых доказали, что развитие.

Консультация для родителей «Что такое толерантность» В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы,.

Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» Уважаемые родители! Сегодня мы с вами станем участниками семейного клуба «Играем пальчиками -развиваем речь».Наш девиз: «Никогда ничему.

Консультация для родителей «Мышление и речь ребенка» Многие мамочки считают, что для того чтобы подготовить малыша к школе, его достаточно научить читать, писать, считать, например, до ста.

Консультация для родителей «Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения» Первые слова ребенка обычно вызывают у родителей не меньшее восхищение, чем первые шаги. Правда, первые шаги не означают, что ребенок научился.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Пальчиковые игры — чистая выразительная речь как следствие развития мелкой моторики рук Пальчиковые игры - чистая выразительная речь, как следствие развития мелкой моторики рук. Аннотация. В данной статье говорится о необходимости.

Консультация для родителей «В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Речь — одна из форм существования языка. Консультация для родителей Речь у ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде. В отличие от событий, описанных Р. Киплингом в сказке «Маугли»,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация-что это такое?»
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 13:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по ручному труду-мастерим дидактическое пособие на развитие...
Материал для выполнения мастер – класса: распечатки с изображением деревьев различных пород, с изображением фруктов и ягод, ножницы, клеевой карандаш....
Мастер-класс по изготовлению макета «Памятник Победы»
Мастер- класс по изготовлению макета" Памятник Побе ды» Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая Задачи:...
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
«Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом...
Конспект занятия «Божьи коровки на ромашке»
Конспект занятия в старшей группе "Божьи коровки на ромашке" [/b] Цель занятия: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические...
НОД по развитию речи во 2 ой младшей группе №10 «Путешествие в страну сказок»
Методические указания: 1. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. 2. Развивать и активизировать речь детей. 3. Учить узнавать и...