Татьяна Наумова
Консультация для родителей «Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», Лев Семенович Выгодский.
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментирование как источник и средство познавательного развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, человеке и его месте в обществе.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
В работах многих педагогов говориться о предоставлении дошкольникам возможности приобретать знания самостоятельно, о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
Психолог Поддъяков Н. Н. в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое, является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Следуйте совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей. «Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников» Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность.
В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта.
Применение данного метода предполагает возможность самостоятельной исследовательской деятельности и достижение конечного результата, расширение сведений детей об окружающем мире, формирование любознательности, способности к решению проблем. Этот метод предоставляет детям возможность приобретения разнообразного опыта в соответствии с их интересами и уровнем развития, воспитывает стремление к познавательной деятельности, развивает способность находить решения выявленных проблемных ситуаций.
В исследовательской деятельности применяем игровые методы: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно-дидактические и состязательные игры.
Игры позволяют развивать самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых исследовательских проблем и знаний.
Наблюдения показали, что занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Овладение навыками экспериментальной деятельности способствует развитию познавательной активности детей, помогает понять и осмыслить многообразный предметный мир.
Предлагаю вам варианты игр, которые просто организовать на любой кухне, их можно изменять – в зависимости от возраста малыша. При этом игры развивают у детей речевое и слуховое внимание, фонематическое восприятие, обогащают словарь детей эмоциональной лексикой, фантазию, память, мышление, ловкость, координацию движений, тренируют мелкую моторику.
«Покупки» Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания: В каких из этих предметов «живет» звук (Например, Р? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРтошке или в капусте? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах? Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить. Что для тебя здесь самое вкусное? Что самое тяжелое (легкое, твердое (мягкое, гладкое (шероховатое?
«Загадки»
Загадки-описание. Например, «Он зеленый, с пупырышками». Если малыш затрудняется, продолжите «Я его положила в салат». До тех пор, пока он не отгадает. Логические загадки. Например, «Назови фрукт и овощ одинакового цвета» (апельсин и морковка, «Чем можно есть мясо, но нельзя есть суп?» (вилка).
«Цвет, форма, размер» Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.
«Раскладываем и пересчитываем» Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов. Предлагайте: «Посчитай столько-то ложек и вилок (по количеству членов семьи) и разложи их на столе с правой стороны от тарелок, а с левой клади салфетки».
Таким образом, экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.