Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Эмоции и желание учиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Я думаю, в то или иное время все сталкивались с тем, что наши дети не хотят идти в школу, не хотят выполнять домашнее задания, а уж тем более заниматься дополнительно, на уроках занимаются всем чем угодно, только не самим уроком. Или ещё хуже, начинают прогуливать уроки, вступать в конфликты с учителями, периодически жаловаться на учителей, одноклассников, просят перевести их в другую школу.
Какие ситуации вы можете припомнить со своими детьми?
Публикация «Консультация для родителей „Эмоции и желание учиться“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Возможно, страх к конкретному учителю; не любимый урок; частые болезни, плохое самочувствие, благодаря которым можно не ходить в школу; конфликты с одноклассниками; разговоры о том, что это мне в жизни не пригодится.
В чём же дело? Почему это происходит? Что влияет на такое поведение ребёнка? В какой момент ребёнок переходит в состояние «Не хочу», «Не буду», «Ненавижу»?
На успешность или не успешность, на деятельность ребёнка, очень влияют эмоции.
Эмоции – это состояние, которое отражает человек переживая любовь, радость, волнение, ненависть, страх, обиду, гнев, наслаждение и т. д. Проявляются эмоции телесных реакциях – это проявляется в изменениях работы сердца, мышц, дыхания, пищеварения.
Именно эмоции, которые переживает ребёнок, закрепляются в памяти и в дальнейшем влияют на обучение, как, собственно, и на все остальные сферы жизнедеятельности человека.
Откуда берутся ситуации, которые в последствии приводят к нежеланию учиться?
Кого можно назвать участниками учебного процесса:
• * самого ребёнка (его настрой, здоровье, способности и т. д.);
• * его родителей и членов семьи (как следят за выполнением уроков, какой пример подают, интересуются успехами ребёнка в школе);
• * учителей (опыт, отношение к своему делу и т. д.);
• * условия обучения;
• * вспомогательные средства развития (своя комната, место, развивающие игры, интернет и т. д.);
• * формы досуга (как ребёнок отдыхает, чем занимается дополнительно).
Вы все обратили внимание на то, что если с обучением связаны положительные, приятные, тёплые переживания. Например – учитель на уроках доброжелателен, внимателен, интересуется вопросами и ответами детей, на восторг, который проявляют дети, реагирует положительно и поддерживает. А родители перед школой говорят добрые слова, о том, что их ребёнок очень способный и они верят в то, что у него всё получится. С детьми в классе доброжелательные, дружеские отношения. В таком случае ребёнок будет с удовольствие идти в школу.
Если же обучение связано с отрицательными, не приятными переживаниями. Например – учитель постоянно повышает голос на уроке, пресекает любую активность, соблюдая дисциплину, стыдит детей друг перед другом по разному поводу. Родители «по большому счёту» любят своих детей, но иногда могут с сарказмом разговаривают, о том, что:
- Из тебя никакого толку не будет, ты ленивый и т. п.
С одноклассниками/одногруппниками возникают конфликты, нет друзей.
И не обязательно чтобы со всех сторон были негативные переживания, достаточно одного, чтобы у ребёнка возникало неприятное ощущение и нежелание идти в школу/садик.
Конечно, возможно, что со временем появится другой учитель/воспитатель, родители перестанут подтрунивать, отношения с одноклассниками/одногруппниками наладятся, и всё, казалось бы, изменится. Но ощущение нежелания идти в школу никуда не денется. Просто ребёнок сам не будет понимать и не сможет объяснить, в чём дело, что не так, почему он не хочет ходить в школу/садик.
Оказывается всё очень просто, негативное эмоциональное переживание, перерастает в отношение к учёбе и переходит в подсознание, становится убеждением. А, ситуация связанная с определённым убеждением вызывает неприятные ощущения, в данном случае нежелание идти в школу.
Для того чтобы исправить это, нужно не просто не подтрунивать родителям над ребёнком, а убеждать его, что верят в его способности, что у него всё получится, что он сможет, что он для вас самый лучший ученик.
Нужно, чтобы учитель/воспиатель не просто стал к ребёнку хорошо относиться, а хвалил его за маленькие удачи, поручал ему какие-то ответственные дела, назначал его ответственным за то, что только у него получается лучше всего.
Нужно не просто наладить отношения с одноклассниками/одногруппниками, а получить поддержку и авторитет среди одноклассников, стать интересным, нужным, чтобы одноклассники/одногруппники стали относиться к ребёнку как к интересному, надёжному товарищу.
Все вышеперечисленные эмоции, создают фон того, почему ребёнок не хочет учиться.
А сама учебная деятельность сопровождается интеллектуальными эмоциями. С ними непосредственно связана мыслительная деятельность.
Это эмоции – любознательности, догадка, удивление, недоумение, чувство нового, удовлетворение найденным решением, сомнение, уверенность.
Сейчас объясню, как это происходит.
Например, на уроке (предположим химии) учитель/воспитатель даёт задание, с которым раньше ребёнок не сталкивался (допустим, сегодня наш опыт вызовет небольшой взрыв). И первая эмоция, которая возникает у ребёнка – это удивление, неужели действительно произойдёт взрыв?
Следующим этапом учитель/воспитатель говорит, что взрыв получится при смешивании реактивов, и в этот момент ребёнок испытывает эмоцию – догадка. Он начинает догадываться, а какие же это реактивы, в какой последовательности их смешивать?
После того, как ребёнок догадался, что именно учитель будет смешивать, возникают эмоции сомнения, а действительно ли всё получится, а может я, не правильно подобрал реактивы, и эмоции уверенности – да, скорее всего всё получится, да нет, точно бабахнет.
И, наконец, проверка правильности решения, когда всё получилось, взрыв произошёл – появляются эмоции удовлетворения найденным решением. Или не получилось, и взрыв не произошёл, появляются эмоции недоумения, а почему не произошёл.
В этот самый момент, эмоции прорываются во вне, в форме возгласов, жестикуляций:
- Ура, получилось. Ребёнок начинает прыгать, махать руками, бегать по классу.
Или
- А почему это у меня ничего не получилось. С недовольством бьёт руками о парту, швыряет тетрадки.
Если эти проявления эмоций запрещаются учителем/воспитателем, в целях соблюдения дисциплины и высмеиваются другими детьми, тогда мыслительная деятельность существенно снижается. Впредь ребёнок будет осторожничать, и частично не проявлять интеллектуальных эмоций, а если подобные моменты будут неоднократны, тогда эти эмоции будут подавлены и соответственно так пропадает всякое желание учиться.
Эту тему невозможно закрыть! Ситуации, связанные со школой/детским садом, учителями/воспитателями, можно пересказывать, но решить их нельзя. МОЖНО ТОЛЬКО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ, КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ негативные реакции.