Консультация для специалистов и воспитателей коррекционных групп

Оксана Никитская
Консультация для специалистов и воспитателей коррекционных групп

«Развивающие игры как средство развития сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Ускорение темпов общественных преобразований, стремительный научно-технический прогресс, определяют необходимость совершенствования и интенсификации различных сфер профессиональной жизни человека и, прежде всего, интенсификации процесса усвоения знаний детьми с задержкой психического развития.

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно–манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но на не продолжительное время. А главное – механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартной – становится вообще невозможным.

Дети дошкольного возраста с ЗПР не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

С помощью игровых технологий дети овладевают содержанием первоначальных сенсорных представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве (формировании представлений о цвете, величине, форме, пространстве и способах их познания). На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Воспитать у детей с задержкой психического развития интерес к самому процессу познания сенсорных эталонов, потребность в преодолении трудностей, умению находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы.

Ведущим методом в решении данной темы являются игровые. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. В основу игровых технологий были взяты развивающие игры Б. П. Никитина.

В коррекционной работе стараюсь использовать многообразные развивающие игры и упражнения, с их помощью уточняются и закрепляются представления о геометрических фигурах, об основных цветах и оттенках, временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру, но и сделать ее привлекательнее для детей.

На занятиях развивающие игры Б. П. Никитина я ввожу один раз в неделю. В старшей группе происходит знакомство с играми и с правилами игры. Из разнообразия развивающих игр я остановила свой выбор на трех играх Б. П. Никитина:

1. «Сложи квадрат»

2. «Сложи квадрат»

3. «Уникуб»

Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат», ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Дети понимают, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Дошкольник понимает, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет ребенку продвигаться самостоятельно.

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской деятельности. Усложнение узоров идет постепенно: сначала ребенок складывает узор из одноцветных граней, а затем из двухцветных. Для развития воображения дети сами придумывают название к узору.

В игре «Уникуб» Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Дети знакомятся с цветом, величиной, пространственным расположением, делают первые шаги в трехмерное пространство. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

С учетом особенностей психофизиологического развития детей с задержкой психического развития становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.

Для детей с задержкой психического развития характерно снижение цветовой чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дошкольники должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— давать полное описание объектов и явлений;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация для специалистов и воспитателей коррекционных групп
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 22:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...