Получи документы

Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей «Как научить детей планировать свою деятельность»

Татьяна Пищейко
Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей «Как научить детей планировать свою деятельность»

Для того чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). В психолого-педагогической литературе различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных занятиях (сложение, вычитание, письмо, рисование) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но их предпосылки закладываются уже в дошкольном возрасте. Исходя из этого ряд отечественных психологов С. Д. Забрамная, У. В. Ульенкова, В. И. Лубовский и др. предложили рассматривать мыслительную деятельность как единство 3-х взаимосвязанных компонентов:

Публикация «Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей „Как научить детей планировать свою деятельность“» размещена в разделах

а) содержательная сторона мыслительной деятельности – запас знаний об окружающем в виде общих представлений и элементарных понятий;

б) операциональная сторона мыслительной деятельности – конкретные особенности простейшей систематизации этих представлений и элементарных понятий у ребенка и специфика использования системы доступных знаний об окружающем в процессе решения мыслительных задач (абстрагирование и обобщение);

в) организационная сторона мыслительной деятельности – те самые общие умения, необходимые для осуществления любой деятельности.

К ним относятся:

- мотивационный компонент – интерес к заданию, особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату, стремление продолжить работу;

- операциональный компонент – уровень понимания задачи, характер программирования предстоящей деятельности и элементарного осознания этого процесса; овладение (выполнение) предлагаемыми мыслительными действиями и операциями – осознание полученного результата (оценка в вербальной форме процесса и результата решения);

- регуляционный компонент – важен на всех этапах мыслительной деятельности (степень полноты принятия задания, его сохранение до конца задания и качество самоконтроля в процессе выполнения и при оценке результатов).

Мыслительная деятельность, как и любая другая, проходит несколько этапов (операции наглядно-действенного мышления) :

- этап ориентировки – понимание ребенком условий задачи, того, что ему предстоит сделать;

- этап планирования – самостоятельная постановка цели деятельности (идеального результата, способность удерживать ее и характер программирования предстоящей деятельности (составление плана действий);

- этап выполнения задания – овладение предлагаемыми мыслительными действиями и операциями;

- этап оценки результатов – адекватная вербальная оценка результатов и способов решения.

Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с ЗПР (Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, выявили ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере.

Мы остановимся на особенностях организационной стороны мыслительной деятельности и поведения – у детей отмечается повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, неспособность ориентироваться в задаче, планировать свою деятельность, удерживать условие задачи, низкий навык саморегуляции. Занимаясь проблемой коррекции и диагностики организационной стороны мыслительной деятельности (содержательной и операционной, У. В. Ульенкова охарактеризовала уровень сформированности организационной стороны мыслительной деятельности следующим образом :

У детей с ЗПР есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Процесс работы увлекает. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. В момент инструктирования принимается лишь общая цель деятельности. Программа деятельности лишь частично удовлетворяет способам деятельности. Отмечается низкий уровень самоконтроля на всех этапах деятельности :

- принимает часть инструкции, может потерять ее;

- допускает из-за потери инструкции много ошибок;

- неадекватно (чаще всего положительно) оценивает свой результат, вербализовать оценивание развернуто затрудняется;

- не замечает и не исправляет ошибки;

- не достигает заданного результата, полученный результат ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносит с заданным образцом.

Зная особенности организационной стороны деятельности у каждого воспитанника с ЗПР, степень недоразвития того или иного этапа мыслительной деятельности, воспитателям в процессе совместной деятельности с детьми необходимо осуществлять коррекцию данной стороны мыслительной деятельности с помощью следующих методов и приемов.

(Необходимо отметить общий принцип коррекционной работы в данной области – постепенный и последовательный переход от внешнего контроля над мыслительной деятельностью, осуществляемого взрослым, на самоконтроль (теория поэтапного формирования действий Г. Я. Гальперина)

1) Если у ребенка нарушен этап ориентировки (ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу же ее теряет, плохо ориентируется в условиях задания и не может их воспроизвести)

Методы коррекции: 1) удлинение отрезка времени между вопросом педагога и ответом ребенка, например, попросить дать ответ о том, что нужно сделать, по звуковому сигналу (через 10 сек);

2) воспроизведение задания и правил его выполнения (словесная инструкция должна воспроизводиться поэтапно);

3) повторение задания за тем, кто его хорошо запомнил, правильно его сформулировал;

4) оценивание правильности выполнения задания тем или иным ребенком;

5) оценивание правильности выполнения задания по началу его выполнения.

2) Если у ребенка нарушен этап планирования (не может самостоятельно осознать задание, поставить цели и составить план действий; улавливает только требуе-мую форму активности – рисовать, раскладывать фигурки…; действует бессистемно, хаотично, индифферентен к результату; или, выполнив первые дей-ствия,

«соскальзывает» с цели (сужение объема внимания) и, либо отказывается от работы,

либо приходит к другому результату).

Методы коррекции: 1) модель 5ти пальцев: - что задумали (цель)

- из чего будем делать (материал)

- чем будем делать (орудия)

- как будем делать (способы дейст-вия)

- что получится (результат)

Сначала совместно с воспитателем, в плане громкой речи для всех детей, затем – самостоятельно для всех детей, потом – шепотом про себя, и, наконец – в уме.

3) Если у ребенка нарушен этап выполнения задания (ребенок в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но, прежде всего, потому что не запомнил правил выполнения задания, не усвоил способы действия)

Методы коррекции: 1) предложить проверить, правильно ли выполняется задание;

2) самопроверка по следам кем-то воспроизведенных правил;

3) индивидуальная проверка на основе проговаривания про себя правил выполнения задания;

4) взаимопроверка;

5) проверка работы молча (про себя) на основе предварительно воспроизведенного правила.

4) Если у ребенка нарушен этап оценки полученного результата (ребенок не соот-носит свою работу с образцом, не замечает и не исправляет ошибок, равнодушен к результату)

Методы коррекции: 1) определение степеней соответствия работы повторен-ным правилам;

2) оценивание своей работы в развернутой речевой форме на основе воспроизведенных правил;

3) оценка работы товарища в плане громкой речи;

3) выборочная оценка лучших работ и собственной на их фоне, речевая организация;

4) сличение с образцом молча, оценка своей работы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для формирования этапов ориентировки, планирования и выполнения задания полезны следующие игры:

1) «Черточки-палочки»

Вырабатывает умение следовать заданным правилам и развивает самоконтроль

(выполнять работу до полей, правильно переносить на следующую строчку)

/ - // - /// - / - // - ///…

2) «Домик Гнома»

- крыша у домика должна быть зеленая;

- сам домик – желтый;

- дверь – синяя; повторить

- возле дома – скамейка; 2 раза

- перед домом – озеро;

- за домом – елка…

3) Различные графические диктанты

Например:

- одна клетка вправо;

- одна клетка вниз;

- одна клетка вправо;

- одна клетка вверх;

- одна клетка вправо;

- одна клетка вниз;

- одна клетка вправо.

4) «Раскрась фигуры»

Раскрась кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зеленым.

5) «Запомни и нарисуй»

- нарисуй 5 квадратов разного цвета и размера так, чтобы

4-ый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький; повторять

- нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы 2 раза

средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль совместного творчества в семье» Консультация для родителей «Роль совместного творчества в семье» Творчество детей — это мир удивительных образов, с помощь которых они.

Перспективный план работы с родителями в I младшей группе Сентябрь. 1. Консультация для родителей: «Адаптация ребёнка в детском саду!». 2. Консультация для родителей: «Что должно быть в шкафчике».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей «Как научить детей планировать свою деятельность»
Опубликовано: 22 сентября 2014 в 14:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД