Надежда
Консультация для воспитателей «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Музыкальные занятия с использованием здоровье сберегающих технологий»
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий :
• Валеологические песенки- распевки;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Оздоровительные и фонопедические упражнения;
• Игровой массаж;
• Пальчиковые игры;
• Речевые игры;
• Музыкотерапия.
.Психогимнастика.
.Ритмопластика.
Коммуникативные игры
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро»
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрём ладошки - сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее,смелее!
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, будем все здоровы!
«Здравствуйте, ладошки»
Здравствуйте ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ! Топ! Топ!
Здравствуйте щёчки! Плюх! Плюх! Плюх!
Здравствуйте зубки! Цок! Цок! Цок!
Здравствуйте губки! Чмок! Чмок! Чмок!
Здравствуй мой носик! Пип! Пип! Пип!
Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Игра «Пузырь»
Дети взявшись за руки встают в круг. Со словами медленно отходят назад На слово «Лопнул» дети, не расцепляя рук, сходятся в середину круга, произнося звук «Ш».
Надувайся пузырь, надувайся большой
Оставайся такой, да не лопайся!
Дыхательная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой)
«Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
«Люблю себя»
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Фонопедическое упражнение. «Кто как кричит?»
Корова мычит: Му-у…-(в низком регистре)
Лошадка кричит: И- в высоком регистре, го-го- в низком регистре.
Курочка поё т :ко-ко-ко (по трезвучию)
Цыпляток зовё т: кря-кря (в низком, кря -(в высоком)
Крякает утка, зовёт своих малюток.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
«Ручки греем».
Очень холодно зимой, мё рзнут ручки: Ой! Ой! Ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
Расчёсочка.
Расчёсочка, расчёсочка, расчёсочка моя,
Причешет и пригладит, расчёсочка меня.
Сделает расчёсочка красивую причёсочку!
1. ЛАДОШКА. Е. Железнеова.
(1) Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
На занятиях использую музыкальные пальчиковые игры Железновых:
«Есть в лесу из брёвен дом», «Зонтик», «Паучок»,«Капустка», «В гнёздышке», «Дом», «Пчёлки», «У жирафа пятна…» и другие…
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
Солнышко
Солнышко, солнышко, Ритмичные хлопки
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут, Притопы
По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".
И. С. Бах. "Шутка".
И. Брамс. "Вальс".
А. Вивальди "Времена года"
Й. Гайдн. "Серенада"
Д. Кабалевский "Клоуны"
Д. Кабалевский "Петя и волк"
В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"
В. А. Моцарт "Турецкое рондо"
И. Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
"Антошка" В. Шаинский
"Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин
"Будьте добры" А. Санин
"Веселые путешественники" М. Старокадомский
"Все мы делим пополам" В. Шаинский
"Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин
"Если добрый ты" Б. Савельев
"Лучики надежды и добра" Е. Войтенко
"Настоящий друг" Б. Савельев
"Песенка о волшебниках" Г. Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
Л. Боккерини "Менуэт"
Э. Григ "Утро"
А. Дворжак "Славянский танец"
Лютневая музыка XVII века
Ф. Лист "Утешения"
Ф. Мендельсон "Песня без слов"
В. Моцарт "Сонаты"
М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
К. Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
Т. Альбиони "Адажио"
И. С. Бах "Ария из сюиты №3"
Л. Бетховен "Лунная соната"
К. Глюк "Мелодия"
Э. Григ "Песня Сольвейг"
К. Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
Н. Римский-Корсаков "Море"
Г. Свиридов "Романс"
К. Сен-Санс "Лебедь"
Психогимнастика — современная методика, относящаяся к кинезитерапии. Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах. Основная задача психогимнастики нацелена на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, их невербальным выражением, на понимание того, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции, выраженные в мимике, пантомимике, и управлять ими. С помощью двигательных театрализованных этюдов на занятиях психогимнастикой дети могут учиться преодолевать разные варианты страхов, в результате чего снимается тревожность, связанная с ними.
Игры-тренинги, рекомендованные И. М. Чистяковой, оказывают благотворное влияние на детей, имеющих психомоторные и эмоциональные расстройства. Учебно-методическое пособие «Психогимнастика» И. М. Чистяковой помогает в решении коррекционных задач:
нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения, тренировка органов слуха;
укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений;
Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной - универсальна. Она способствует полноценному развитию личности ребёнка. Само понятие «ритмическая пластика» характеризуется как «свободное движение, не подчинённое законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».
Основная идея музыкально-ритмического воспитания А. И. Бурениной - развитие способности «видеть» музыку, передавать образ, характер через движение, свободно владеть своим телом. Это своеобразный этап первоначального развития способностей ребёнка в процессе музыкально-двигательного воспитания, который помогает «настроить» инструмент (тело, овладеть «языком движений», научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.
Практический материал программы А. И. Бурениной доступен ребёнку-дошкольнику, с учётом его индивидуальных способностей. Спектр движений широк: ритмика, хореография, гимнастика, пантомима. Разнообразие композиций позволяет использовать их в разных формах организации работы с детьми - на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении праздников и развлечений, в самостоятельной музыкальной деятельности и повседневной жизни.
«Весёлые путешественники, «Вместе весело шагать», «Мячик» .
Игры:
«Шапочка».Е. Железнова.
Забавная игра «Ку-ку»
«Здравствуйте»
«Дружок-колобок» и др.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.