Надежда Ким
Консультация для воспитателей «Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление я хотела бы начать с высказывания:
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям через неповторимое творчество - верная дорога к сердцу ребёнка». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для воспитателей „Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка.
Каждый педагог в своей работе ищет те формы образовательного процесса, которые являются эффективными.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются инновационные технологии обучения детей.
Развитию творческих способностей детей уделяется много внимания во всех видах деятельности.
Внедрение инновационных технологий имеет большое практическое значение как для повышения качества дошкольного образования, так и для формирования активности ребенка в познании окружающего мира.
Сегодня мы с вами познакомимся с современными инновационными технологиями, которые способствуют творческому развитию детей.
К ним относятся:
- проектная технология;
- технология развития изобразительной и художественно – творческой деятельности;
- арт – технология;
- технология детского дизайна;
- информационно – коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- STEM – технология.
Особое значение в дошкольном образовании занимает технология проектной деятельности. Метод проектов определяется в образовании как комплексный метод обучения.
Творческие проекты для детей младшего возраста можно проводить через импровизацию в музыке и в движении. Основная идея – это самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах.
Суть данного проекта заключается в творческом музицировании с детьми на основе радостных ощущений и впечатлений от игры, а не разучивании материала. Дети используют слово, движение, пантомиму, игру, сказку, театр – это формы, которые адекватны младшему дошкольному возрасту. В итоге работы над творческим проектом дети совместно со взрослыми участвуют в озвучивании детских сказок средствами шумового оркестра.
В развитии творческих способностей воспитанников дошкольного возраста возможна реализация современной перспективной формы – арт - проектов (художественных проектов).
Арт-проекты оказывают развивающее воздействие на художественное восприятие и творчество дошкольников и способствуют более гармоничному взаимодействию детей, родителей и педагогов. Они наиболее близки полихудожественной природе ребёнка.
Предусматривается посещение детьми учреждений культуры : филармонии, кукольного театра, музеев, школ искусств, домов культуры, домов детского творчества, библиотеки. С этой целью выстраивается совместная образовательная деятельность ДОО с социальными партнёрами в рамках сетевого взаимодействия как фактора, повышающего качество образовательного процесса и помогающего эффективно реализовывать требования ФГОС ДО.
Так же используются проектные технологии в процессе создания мультфильмов. Эта технология позволяет демонстрировать возможности использования ИКТ в научении, воспитании, самовоспитании, проектной деятельности, расширять опыт коллективной творческой деятельности.
Воспитанники знакомятся с видами анимации, доступными для реализации в собственной творческой деятельности : пластилиновая; рисованная (из вырезанных рисованных персонажей); анимационный коллаж (из журнальных картинок-вырезок); LEGO анимация.
Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, а при съёмке нового мультипликационного фильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самостоятельно созданные мультипликационные фильмы, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его родителям, проговаривают, как они его создавали.
С целью обеспечения условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности внедряется педагогическая технология с использованием нетрадиционных (неклассических) техник изобразительной деятельности.
Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.
В педагогической практике распространены различные неклассические техники и приемы рисования : рисование пальчиками, ладошками, свечой, печатание листьями, мятой бумагой, пейзажная печать по трафарету, эбру, диатипия, акватипия, линотипия, матрицы, батик и другие.
Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любого возраста. Все зависит от задач и степени включенности каждой техники.
В структуру технологии входят три этапа развития изобразительной деятельности дошкольников. Первый этап – «экспериментирование» предполагает обучение воспитанников умению использовать традиционные материалы в нетрадиционных техниках.
Второй этап - «вариативность» - предполагает развитие умения воспитанников сочетать в одном рисунке две техники изображения в нескольких вариантах, например, набрызг (фон) и тычок жесткой полусухой кистью (образ, рисование по сырому (фон) и рисование веерной кистью (образ).
Третий этап - «творчество» - предполагает создание условий развития самостоятельности и творческого воображения, формирования потребности в творческой активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему.
Таким образом, технология развития изобразительной деятельности ориентирует педагога на развивающее обучение, создание условий развития личности каждого воспитанника и его творческого самовыражения.
Так же в дошкольном образовании используются арт – технологии как вид педагогической деятельности.
Арт-терапия (терапия искусством) - комплексный метод, связанный с раскрытием творческого потенциала личности, высвобождением её скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов решения своих проблем. Классический подход в арт-терапии основан на использовании средств художественной спонтанной деятельности, т. е. акцент делается на изобразительное искусство, а не на искусство вообще. В этом процессе может участвовать любой ребёнок, начиная с 6-7 лет, при этом от него не требуются какие-либо специальные способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Ребёнок «погружается» в творческую деятельность, которая является важным элементом его развития. И для ребенка чаще важен не результат, а чувство удовлетворения, которое он испытывает в процессе рисования, в этом и заключается терапевтический эффект.
Специфическая особенность арт-терапии проявляется в том, что восприятие изобразительного продукта, осознание его содержания и момент изобразительного творчества разделены во времени.
Арт-технологии предполагают реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, ожидаемым результатом которой будет являться использование полученного опыта во внетерапевтической ситуации.
Для арт-технологии характерен ряд особенностей:
- метафоричность – искусство как метафора, использование метафоры как исцеляющего, обучающего и социализирующего механизма;
- ресурсность – развитие креативных черт личности как постоянно присутствующего внутрипсихического ресурса личности;
- триадичность – (педагог, ребёнок, творческий продукт).
Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений, чувств и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Производится качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик маленького художника.
Технология развивающего обучения в дизайн – деятельности дошкольника. Ценности технологии детского дизайна состоит в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, так как смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи.
Основные задачи занятий дизайн-деятельностью в детском саду:
1. Дать представление о дизайне как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.
2. Помочь раскрыть специфику дизайна и его результата – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).
3. Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему предметному миру и дизайну как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной).
4. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом дизайнера, художника конструктора, архитектора, народного мастера.
5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, коммуникативность, самостоятельность и др.
6. Обогащать опыт дизайн-деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество (в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями).
7. Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
В массовой практике ДОО выделяются следующие направления дизайн деятельности детей: дизайн-рукоделие, дизайн одежды и театрально-игрового гардероба, декоративно-пространственный дизайн.
1. Дизайн-рукоделие. Знакомство с профессией художника-дизайнера. Экскурсии к объектам, где наиболее ярко представлено оригинальное оформление современных дизайнеров (здания, торговые центры, парки, скверы).
2. Дизайн одежды и театрально-игрового гардероба. Знакомство с профессией модельера одежды.
Создание доступными способами: рисунков-эскизов, фасонов платьев; декоративной отделки платья, рубашки; театрально-игрового и кукольно - игрового гардероба. Аксессуары гардероба: сумочки, веер, перчатки, парики, зонты, бижутерия из искусственного и природного материала.
Применение информационно-коммуникационных технологий в творческом развитии детей дошкольного возраста обеспечивает создание информационно насыщенного «поля исследования и творческого преобразования», что способствует развитию визуальной культуры, познанию разнообразной информации через экспериментирование и игру, переносу акцентов с информационных методов на демонстрационные. Современные медиаресурсы разнообразны: компьютерные игры, сайты и виртуальные музеи для детей, электронные энциклопедии, пособия, электронные презентации и каталоги, включающие качественные копии предметов искусства, информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов, истории и культуре края, истоков возникновения народных промыслов.
Одним из современных направлений в дошкольном образовании является STEM-образование (естественные науки, технология, инженерия и математика, обеспечивающее развитие детей одновременно в разных областях. Рассмотрим на примере парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Т. В. Волосовец) образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир». Он основан на принципах деятельностного подхода и предполагает создание условий для специфичных видов деятельности детей. Модуль объединяет решение задач художественного и технического творчества детей старшего дошкольного возраста. Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через организацию продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества детей.
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современного образования. Элемент творчества может присутствовать в любом виде детской деятельности и, конечно, справедливо говорить не только о художественном, но и о техническом творчестве.