Получи документы

Консультация для воспитателей

Жанна Суханова
Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ»

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С. Л. Новоселова)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитиемпотребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Отражение принципов построения ППРС в пространственной среде группы:

1. Насыщенность среды:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе (соответствие ООП ДО)

Детская мебель (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, маты, мягкие модули, маркеры, ширмы, переносные палатки, полифункциональных предметы интерьера группы (отсутствие жёсткого крепления, колёса с ограничителями) природные материалы, предметы-заместители, дополнительный материал для преобразования среды (ткань, коробки, природные материалы)

2. Трансформируемость пространства:

От образовательной ситуации, изменяющихся интересов детей, возможностей детей

3. Вариативность среды:

Наличие различных пространств (общение и познание - движение-уединение,

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения: периодическую сменяемость игрового материала и свободный выбор

Появление новых предметов (мини-музеи, коллекционирование, выставки необычных вещей, продукты детской деятельности)

4. Доступность среды:

Доступность (для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность,

свободный доступ (игры, игрушки, пособия, обеспечивающим все виды детской активности,

интерактивное взаимодействие детей и взрослых (использование холлов для интерактивных проектов, выставок, детского творчества)

5. Безопасность среды:

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Сертифицированность и декларации соответствия

6. Индивидуализация:

Наличие постоянных пособий: «Мои успехи» - каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки, «Моя любимая книга» - размещение фотографии ребенка и его любимой книги, иллюстрации к книге; «Уголок именинника» - функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения

Наличие сменяющихся пособий «Моя коллекция» (отражение партнерства «Наша коллекция», «Персональная выставка», «Фотовернисаж» - отражение интересов ребенка, поддерживаемых воспитывающими взрослыми, специалистами дополнительного образования и традициями семьи.

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивноговзаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Кроме того, становится все больше детей с неврологической симптоматикой.

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. " "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться.

Консультация для воспитателей «Книга - воспитатель». Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей. К сожалению, в наши дни детская литература сталкивается.

Консультация для воспитателей «Квиллинг» Консультация для воспитателей «Квиллинг» Одна из важнейших задач педагогической теории и практики - формирование творческой личности. Самым.

Консультация для воспитателей ников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Консультация для воспитателей по ПДД В наше время Все торопятся, спешат, Частые аварии о многом говорят. Чтоб беды нам избежать, Правила дорожные надо знать! Ежедневно в нашей.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ»Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Тестопластика – это один из видов художественного творчества, популярный способ создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей
Опубликовано: 8 октября 2017 в 20:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД