Получи документы

Консультация для воспитателей «Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр»

Инна Никишина
Консультация для воспитателей «Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр»

Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр“» размещена в разделах

Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.). Зачастую эти занятия проводятся в студии. Традиционную форму представляет и самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого и создаются в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности и т. п. Всё шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных, быстроразвивающихся направлений в работе с детьми дошкольного и младшего дошкольного возраста.

Однако приходится констатировать : в плане художественного развития ребёнка дидактическая игра ещё не нашла адекватного применения. Итог весьма печален: в образовательном пространстве, реализующем задачи художественного развития, игра всё более вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу прямого обучения. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве. Но дело в том, что именно игра может выполнить в этом процессе наиважнейшую роль. В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложно педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Мы можем назвать значительное число различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников. Однако рассмотрим лишь те, которые обеспечивают развитие ребёнка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством.

Условно разделим игры на несколько групп – на те, которые:

• Помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенности материала, из которых они изготовлены; подборы цветного колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др. ;

• Сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узоров;

Знакомят с композиционными построениями узоров, использование ритма, симметрии.

В основе этих игр лежат традиционные принципы, но их содержания – освоение особенностей декоративно-прикладного искусства.

Игры первой группы, которые мы приводим ниже, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов. Вот несколько примеров: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Магазин сувениров», «Художественный салон».

«Найди лишнее»

Дидактическая задача. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал. Три-четыре изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет обьяснить свой выбор.

Ход игры. Выставляются четыре - пять предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты. В игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Художественный салон»

Дидактическая задача. Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал. Различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила. Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры. Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». Продавец может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал. Предметы разных промыслов.

Игровые правила. Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры. Воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты. Игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

С помощью следующий группы игр – «Лото», «Домино», «Найди пару», «Узнай элементы узора» - можно закрепить знания о стилевых особенностях элемента узора. Иными словами: внимание детей педагог сосредотачивает не на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях. Так, например, кольцо в дымковской росписи может быть выполнен разным цветом и украшена поверх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистые линии, полосками. Хохломские трилистники отличаются друг от друга формой самого листочка, способом обработки края листа, прожилками. Городецкие розаны могут быть выполнены в различной цветовой гамме, с разным количеством лепестков, не одинаковых по форме, различаются они и оживкой и т. п.

Игры второй группы обладают значительным преимуществом: атрибуты к ним изготавливают сами дети. Тем самым реализуются одно из классических положений дошкольной дидактики, сформулирована в своё время А. П. Усовой. Речь идёт о сочинение в образовательной процессии трёх форм – занятий, дидактических игр и упражнений. В нашем случае это сочинение может быть предоставлено первоначальными представлениями об особенностях разных видов декоративно-прокладного искусства, которые дети усваивают на занятиях (в ходе бесед, знакомства с изделиями, экскурсий в музей, на выставки и т. п., когда, рисуя, учатся изображать элементы узора; когда под руководством воспитателя готовят материал к дидактическим играм, т. е. упражняется в рисовании отдельных элементов. В этой работе прослеживается весьма важный мотив – точное повторение одного и того же элемента. Именно точно, иначе игра не получиться.

«Узнай элементы узора»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты.

• Игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто первым соберет все элементы своего узора.

• Игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Чтобы получить нужную карточку, игрок должен описать ее, например: «Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка». Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.

• До начала игры воспитатель составляет комплект из трех-четырех маленьких карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному-двум наборам. Их задача: к имеющемуся набору элементов подобрать карту с изделием. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание.

«Домино»

Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из их изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого – либо элемента точно соответствовало такому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. За ход можно выложить только одну карточку.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определённое количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст - пропускает ход, Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант. Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название неверное, ход пропускается.

«Лото»

Дидактическая задача. Та же, что и игре «Домино».

Материал. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой- либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной маленькой карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Варианты. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

«Найди пару»

Дидактическая задача. Та же, что в игре «Домино».

Материал. Прямоугольные карточки, разделё нные на две клетки: одна с элементами узора, другая пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках, первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбира-ют пару элементам на своих карточках.

Варианты.

• После выполнения задания игрок называет все элементы росписи. Если название дано неверно, карточка не засчитывается.

• Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.

«Ручеек» - из числа играющих составляются две команды; одна получает двойные карточки, другая - парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образуется «ручеек».

«Передай по кругу» - у игроков по три большие карточки, маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит - пара найдена. Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т. е. пропускает ход.

Третью группу составляют игры («Составь узор», «Разрезные картинки», «Одень барышню») с композиционным построением узоров, представляющих различные промыслы - городецкую с гирляндами, хохломскую с волнистыми линиями, гжель с росписью букета, где в центре - главный цветок.

«Составь узор»

Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая позицию.

«Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Варианты.

• Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух предметов.

• Игроки собирают изображение без образца.

• Игроки используют силуэты одинаковых предметов, украшенных по-разному.

• Игроки получают два одинаковых изделия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить два предмета.

Дидактические игры и игровые упражнения воспитатель может а) применять как один из методов проведения самих занятий, так и с целью расширить, уточнить, закрепить знания и умения детей; б) проводить в одно время с занятиями по изобразительной деятельности ( варианты: опережать занятия или завершать их).

«Дымковская барышня. Ткань на юбку»

Дидактическая задача. Вызвать интерес к росписи дымковской игрушки, закрепить знания об элементах дымковской росписи, учить располагать узор на геометрической форме - квадрат, прямоугольник, сочетая их по цвету, ввести в активный словарь понятия, связанные с росписью: «булочка», «горошина», названия игрушечных барышень: «водоноска», «франтиха», «нянька».

Предварительная работа. Дидактические игры «Узнай элемент», «Найди пару», «Домино».

Материал. Демонстрационный: костюм педагога – расписанный кокошник, длинная юбка; три образца из альбома Е. Ковальской (№ 1, 2, 3). Раздаточный: для каждого ребёнка – листы белой бумаги размером 15х15, 23х18; гуашь; кисти № 2, 3.

Ход занятия

Воспитатель (в наряде дымковской мастерицы).

- Здравствуйте, ребятушки! Узнали меня? Я мастерица из Дымково. Пришла к вам по делу. Скоро у нас в селе будет праздник, именуемый Свистунья. На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много барышень собралось приехать к нам, а наряды-то все поизносились. От-правили меня в магазин за тканью для юбок. Да вот беда- не продают в наших магазинах такую ткань, чтобы можно было сшить из нее юбку для дымковской барышни. Ведь не всякую юбку барышня наденет. Дали мне в дорогу вот эти кусочки ткани, чтобы я не ошиблась (выставляются образцы № 1,2). Посмотрите, какие красивые узоры на тканях! А чем они отличаются? Верно, здесь нарисованы кольца, а здесь линии. Кольца на ткани крупные, чтобы издалека на юбке были видны. Какого они цвета? (Ответы) Почему все одинаковые по цвету? (Ответы.) Как расположены полоски на ткани? (Показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии.) Зачем между линиями оставлено место? (Ответы)

- А вот и третья ткань. Чем отличается этот узор от первых двух? Правильно, эта ткань в клетку. Что нужно сделать, чтобы получились ровные и красивые клеточки? Конечно, рисовать линии на одинаковом расстоянии. Что расположено в клеточках? (Ответы) Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой - булочку? Почему нельзя? (Ответы)

- Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить ткань на юбку дымковской барышне. Наверное, не все художники знают их. Потому в магазинах нет таких тканей. Пока найду, уж и праздник подойдет, не успеем мы юбки сшить. Может, вы сможете помочь? Тогда распишем ткани! Покажите, как будете рисовать прямые линии. Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получилась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно нести сверху вниз или слева направо. (Показ сухой кистью на образце.)

- А как можно нарисовать булочки, чтобы все они получились одинаковыми? Вот ведь какие догадливые! Конечно, примакиванием. Посмотрите, на ткани есть еще крупные точки. Как их ласково называют? Правильно - горошины. Как их можно нарисовать? Если в вашем узоре будет много горошин, лучше рисовать их тампоном, тогда все они будут одного размера, и узор от этого станет еще краше.

- Но дымковские барышни не любят мелкие элементы в узоре. Ни одна франтиха не наденет юбку, коли узор не будет виден издалека, поэтому старайтесь рисовать крупно. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие.

- А теперь внимательно посмотрите на узоры и постарайтесь придумать свой. Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в узоре они смотрелись красиво. Ткани могут быть украшены линиями, кольцами или клеточками.

В ходе самостоятельной работы педагог наводящими вопросами помогает определить красивые сочетания цветов. По окончании работы, все рисунки собираются на трех столах в соответствии с типом композиции узора (кольца, линии, клетка). Рассматривая совместно с детьми ткани, педагог обращает внимание на то, как один и тот же узор, украшенный линиями, в зависимости от цвета смотрится по-разному. Обращает внимание на ткань, украшенную большими кольцами, которые видны издали; на одинаковый размер колец в узоре; на тканях в клетку особо отмечает ритмичное расположение линий (вертикальных и го-ризонтальных, обеспечивающих равные клетки в узоре.

Если кто-либо из детей допустил ошибки, педагог предлагает составить узор, пользуясь материалом к дидактической игре «Составь узор».

Дидактические игры и игровые упражнения воспитатель может : а) применять как один из методов проведения самих занятий, так и с целью расширить, уточнить, закрепить знания и умения детей; б) проводить в одно время с занятиями по изобразительной деятельности ( варианты: опережать занятия или завершать их).

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Дидактические игры способствуют обогащению знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, традициях, истории возникновения того или иного вида народного промысла. Им становится понятна и близка стилистика народного творчества, дети находят и выделяют особенности росписи, цветовую палитру.

Прикреплённые файлы:

did-igry-dpi_p2f5l.pptx | 11898,54 Кб
 
Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот день на Руси называют по разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Консультация для воспитателей «История возникновения японского искусства. Кусудама»Консультация для воспитателей «История возникновения японского искусства. Кусудама» Красивые, яркие кусудамы впечатляют многих людей. Что собой представляет кусудама? Откуда это произошло? Об этом пойдет речь в моей публикации.

Неделя декоративно-прикладного искусстваНеделя декоративно-прикладного искусства Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. И чем раньше дети прикоснутся к истокам национальных художественных традиций,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр»
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 09:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД