Приложение МААМ

Консультация для воспитателей ДОУ «Танцуем, играем и поём!»

Людмила Гришина
Консультация для воспитателей ДОУ «Танцуем, играем и поём!»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитателям важно знать, что не только на музыкальных занятиях, но и на прогулке летом, можно создать условия для развития музыкальных способностей ребёнка. Играя, гуляя, во время самостоятельной игровой деятельности дети могут петь с вами песни, водить хороводы, слушать музыку, исполнять простые мелодии на детских музыкальных инструментах или шумовых игрушках. В таких играх у него развивается и мелодический слух, и чувство ритма, и музыкальная память, а так же расширяются музыкальные впечатления.

Музыкальный ритм входит в нашу жизнь с детства.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Танцуем, играем и поём!“» размещена в разделах

Всё окружающее нас, живё т по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца, и многое другое подчинено определённому ритму. Мы видим, что чувство ритма заложено в каждом ребёнке от природы и формируется параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Поэтому так важно не упустить момент и создать условия для развития музыкальности и ритмичности детей.

Используйте любой предмет, которым можно отстучать ритм песенки или стихотворения (ложку, палочку, молоточек, пластмассовый стаканчик, кубик) научите таким играм и друзей ребёнка.

• Помните, чем чаще вы играете с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее у него разовьётся интерес к музыке, к ритму.

• Только своим примером вы добьётесь успеха.

• Используйте игровые ситуации и следите, чтобы он не стал скучать – это признак утомления.

Предлагаем вам игры, которые помогут развивать чувство ритма у детей.

«Музыкальная страна» (5-7лет)

Цель: Проговаривать в едином умеренном темпе.

Ход игры: Вы попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно; всё что видят они называют и прохлопывают каждый слог или топают в ритме ногой (де-воч-ка, чаш-ка, со-ба-ка, лис-ток)

Стихи в хлопках (5-7лет)

Цель: Развивать внимание.

Ход игры: Рассказывая стихотворение, ребёнок прохлопывает ритм слов. Если это ему трудно, взрослый может это делать руками ребёнка.

Научи матрёшку танцевать (3-7лет)

Цель: Развивать внимание и умение детей отстукивать ритм. (мл. дети – в медленном темпе; средние – в спокойном темпе, старшие – в ускоренном темпе, подготовительные – в быстром темпе)

Ход игры: Большая матрёшка учит танцевать маленькую. Взрослый отстукивает ритм по поверхности стола, а ребёнок повторяет этот ритм маленькой матрёшкой.

Сыграй песенку (4-7лет)

Цель: Отстукивать ритм до окончания фразы.

Ход игры: Любые шумовые музыкальные инструменты (ложки, кубики, металлофон, звучащий молоточек). Взрослый предлагает сыграть знакомую песенку, отстукивая ритм.

Ритмическое эхо (5-7лет)

Ход игры: Используем любые музыкальные инструменты. Играющие договариваются, кто будет «эхо», которое должно точно повторить ритмический рисунок за водящим. Ролями можно меняться, можно менять и инструменты.

Музыкально-дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности.

Цель: развивать у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

«Рисуем горки»

В программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой есть такое упражнение, с нарисованным Динозавром. По спине Динозавра нарисованы «горки»- шипы. Голосом опускаем или поднимаем звук, показываем – пропеваем эти «горки».

Можно использовать любой подходящий для этого задания рисунок (горы, волны, лепестки цветов)

Важно, чтобы ребенок пропевая, пальчиком показывал поднимающуюся и опускающуюся звуковую волну.

Лучше начинать с гласных «У» и «О». Детям легче сориентироваться.

«У-у-у», гудим как самолет».

«О-о-о», очень удивляемся».

«И-и-и», визжат поросята».

«А-а-а», распевается певица».

«Поем гласные и согласные»

Это упражнение нравится детям своим игровым содержанием.

Сочетая различные гласные и согласные при распевании, дети упражняются в артикуляции, дыхании, различении динамики, динамических оттенков.

Например, «летит пчела…укусила мальчика она…» Пропеваем звук «З-з-з», затем звук «А-а-а» на одном тоне.

Интересный вариант упражнения получается, когда небольшой текст дети инсценируют. Развивается жестикуляция, мимика, пантомимика. Главное, в таких упражнениях поощрять детское творчество.

«Я тебя слушаю»

Вначале надо договориться с детьми, что воспитатель (или музыкальный руководитель) будет ходить между детьми, стоящими врассыпную или полукругом и останавливаться около тех детей, которых хочет послушать отдельно.

Исполняется любая знакомая песня детьми хором. Педагог приостанавливается около ребенка, который должен немного прибавить звучание своего голоса. Очень важно акцентировать внимание детей, что голос не должен срываться на крик. Когда педагог продолжает путь среди поющих детей все поют одним звуком, пока педагог снова не остановиться около одного из ребят.

Это упражнение помогает снять зажимы и страх особенно у тех детей, которые «гудят», поют тихо, стесняются.

Как вариант этого же упражнения можно не петь хором, а на закрытом звуке, на согласном звуке исполнить хорошо знакомую песню. Пропевать полностью текст будет тот, у кого приостановился педагог.

Методика приобщения детей дошкольного возраста к пению

Пение как вид детской музыкальной деятельности (один из видов исполнительства) занимает одно из ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании ребенка. Это связано с тем, что именно голос является первым инструментом, которым овладевает ребенок и уже в дошкольном возрасте достаточно умело может им пользоваться; пение оказывает влияние на развитие всего комплекса музыкальности (ладовысотный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и воображение); оказывает положительное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (в связи с раскрытием содержания текста, физическое развитие (укрепление голосовых связок, легких, развитие слуха). Хоровое пение лежало в основе системы музыкального воспитания З. Кодая (50-ые годы 20 века). В учебной программе дошкольного образования (2012) раздел «Пение» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).

Задачи певческой деятельности дошкольников:

1. Формирование певческих умений и навыков;

2. Развитие музыкальности;

3. Формирование интереса к музыкальной деятельности, эстетических чувств, предпочтений – компонентов музыкально-эстетического сознания;

Организация этого вида деятельности требует знания и учета особенностей детского голоса, позволяет развивать его, соблюдая меры по его охране. Среди таких особенностей можно назвать: короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких, неширокий диапазон (как правило, до трех лет - звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2). Основными мерами по охране певческого голоса дошкольника является удерживание от громкого и длительного пения – не исполнять более 2-3 песен на занятии, 4-5 – на праздниках (в младшем возрасте 3, подбор песенного репертуара с соответствующим данному возрасту диапазоном; соблюдение гигиенических требований для помещения – не петь при температуре ниже 18 градусов и влажности более 40 процентов. На прогулке необходимо удерживать детей от крика и визга, добиваться естественного тона разговора в любых условиях. При обучении пению особое внимание уделяется формированию вокально- хоровых навыков дошкольников. Важно учить детей уже в раннем возрасте соблюдать певческую установку – правильное положение корпуса во время пения. Так, необходимо сидеть (при исполнении разученных песен – стоять) прямо (в 2-4 года опираясь на спинку стула, в 5-6 лет – не прислоняясь к ней, ноги располагаются под прямым углом к полу, руки – на коленях, голова – прямо;

В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие вокально-хоровые навыки: - звукообразование (дети должны петь естественным высоким светлым звуком, образец такого пения должен демонстрировать и педагог; необходимо учить отрывистому образованию звука, что ближе для ребенка, а также протяжному пению – для того использовать специальные упражнения с большим количеством гласных, пение в среднем темпе); - дыхание (учить не брать дыхание в середине слов и фраз); дикция (учить четко произносить звуки, особенно согласные в конце слов, этому помогают скороговорки, громкий шепот- в старшем возрасте); - чистота интонации (как правило, координация между слухом и голосом у дошкольников еще слабая, поэтому необходимо показывать образцы чистого пения, петь в удобном диапазоне, больше использовать образцов без аккомпанемента, петь по подгруппам, использовать игровые задания на подражание, повторение интонаций и их транспонирование, уделять внимание фальшиво поющим – индивидуальный подход, рассадка детей во время пения); - ансамбль – согласованное пение в унисон (использование дирижерского жеста, пения в небольших подгруппах); В песенный репертуар дошкольников включены упражнения для развития голоса и слуха (например, попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, и собственно песни, среди которых: песни без аккомпанемента (на нескольких звуках, как правило – фольклорный репертуар); песни с аккомпанементом; песни с движениями (спокойный, напевного характера, текст которых, как правило, связан с движениями); песни-попевки для игры на детских музыкальных звуковысотных инструментах (начиная с попевок на одном звуке, как правило, – образцы фольклора, попевки-упражнения из «Музыкального букваря»). Песенный репертуар должен удовлетворять требованиям художественности, доступности, разнообразия по тематике и стилям.

Для детей 3-5 лет – наличие протяжных звуков, в среднем темпе, с двухтактовыми фразами, 5-6 лет – разнообразная тематика, различные темпы, динамика от пиано до меццо форте, фразы - 2 такта в медленном темпе. В старшем возрасте уделяется внимание музыкально одаренным детям – они как правило чисто интонируют, отличаются выразительностью и артистичностью, им доступно сольное исполнение.

Методика разучивание песни предполагает три этапа (на протяжении 5-7 занятий) :

1. Ознакомление с песней.

Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др., выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность, беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений

2. Разучивание песни.

На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство.

3. Закрепление песни.

Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики – девочки, исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка, использование других атрибутов, исполнение знакомых песен в контексте сюжетно-ролевой игры – «Концерт», «Серебряный граммофон», игр по типу телевизионных – «Угадай мелодию», «Два рояля» и др.

Литература:

«Методика музыкального воспитания в детском саду»

Н. А. Ветлугина. М. Просвещение. 1989 год.

Публикации по теме:

«Играем в снежки!» Консультация для родителей .

Фотоотчет «Мы танцуем и поём, очень весело живём!» — кружковая работа в ДОУФотоотчет «Мы танцуем и поём, очень весело живём!» — кружковая работа в ДОУ Уровень развития творческих способностей дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Раз, два, три, как мы танцуем — посмотри!» Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Раз, два, три, как мы танцуем – посмотри!»Ноябрь Занятие №6 дата: двадцать седьмое.

Конспект НОД по рисованию «Как мы танцуем на музыкальном занятии» с детьми подготовительной группыКонспект НОД по рисованию «Как мы танцуем на музыкальном занятии» с детьми подготовительной группы Цель: Формирование умения изображать фигуру человека в движении. Задачи: Образовательные: Учить детей передавать в рисунке различия в одежде.

Консультация для родителей «Играем с малышом»Консультация для родителей «Играем с малышом» Игра – ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка.

Консультация для родителей «Играем с сортером»Консультация для родителей «Играем с сортером» Все знают, что такое сортер. Наш сортер состоит из 6 граней разного цвета и силуэтных фигур животных, необходимо найти к ним подходящие.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация «Играем в Шашки»Консультация «Играем в Шашки» Кто ты - Слава, Маша, Толя Говорун или тихоня, Непоседа – озорник Или лучший ученик, Дрессируешь ли собаку, Затеваешь с братом драку, Любишь.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Танцуем, играем и поём!»
Опубликовано: 25 июня 2020 в 10:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОУ «Танцуем, играем и поём!»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гришина (УИ 104480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД