Получи документы

Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ»

Наталья Демидова
Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ»

В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад — се-мья: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, раз-личные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогиче-ские советы, разнообразные мероприятия и т. д. Однако, к сожалению, специалисты и практики констатируют : целый ряд проблем по-прежнему препятствует эффективному взаимодействию педагогов и родителей воспитанников. Причин тому несколько.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ“» размещена в разделах

Первая причина заключается в особенности общения. Педагоги и родители не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Например. Педагог и родитель не могут договориться о том, нужно ли ребенку играть в "Монстров". Педагог авторитарно настаивает на том, что это категорически недопустимо в младшем дошкольном возрасте, а родитель в ответ утверждает, что ребенку очень нравится эта игра и он будет в нее играть. Получается, что и одна, и другая сторона не понимает и не принимает позицию другой, а просто диктует свою точку зрения.

Вторая причина - личностные качества педагогов. Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или, напротив, завышенная самокритика приводят к неумению наладить контакт с родителями. Зачастую педагоги просто не готовы к деловому партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников. Педагоги знают, что сказать родителям, но не знают как, поэтому возникают трудности коммуникативного взаимодействия. Например, некоторые воспитатели говорят : "Лучше я промолчу — все равно ничего им не докажу!" или "Я им сейчас скажу все, что я знаю и думаю, пусть только попробуют не понять!" и др.

И в том, и в другом случае у педагогов есть что сказать родителям, однако в силу личностных особенностей они выбирают разные, но каждый раз неконструктивные способы сообщения этой информации. В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое или "кричащее" противоборство сторон.

К сожалению, такие ситуации нередки и зачастую общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Как же к этому прийти?

Может быть, просто пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Уважаемые педагоги! Помните, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

Улыбка, имя собеседника, комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

-Психологи говорят, что в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала расскажите об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не «сверлите» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

Все мы с вами знаем, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»?

«Трудные» родители :

•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка : «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Помните, основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (например, отставание по программе, плохое поведение).

Вначале с такими родителями, необходимо сохранять эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение поможет вам настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями :

•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

•показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

•Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

•Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

•Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена.

Желаю вам успехов в работе с родителями, и конечно, с детьми!

Публикации по теме:

Инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного.

Консультация для педагогов «Активные формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями» Выступление на педагогическом совете Консультация: «Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и родителей» Воспитатель: Я. Н. Каткова.

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ» «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».[/h3].

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями воспитанников старшей группы» Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка-дошкольника. Семья – важнейший.

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка.

Консультация для воспитателей «Праздники в ДОУ» «ПРАЗДНИКИ В ДОУ». (по программе «Ладушки»). Консультация для воспитателей. Яркие, радостные праздники оставляют в душе ребенка неизгладимый.

Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ»Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Консультация для воспитателей «Тестопластика в ДОУ» Тестопластика – это один из видов художественного творчества, популярный способ создания.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации работы с родителями воспитанников Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников Комфортная.

Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию (консультация для воспитателей ДОУ) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ»
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 18:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД