Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка как основа формирования личности»

Екатерина Черняева
Консультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка как основа формирования личности»

Все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де - Сент Экзюпери

Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями именно в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы вечны.

В чем больше всего нуждается ребенок? – Прежде всего, в достаточной двигательной активности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Физическое развитие и здоровье ребенка как основа формирования личности“» размещена в разделах

Ребенку дошкольного возраста жизненно необходимо активное физическое движение. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как средство роста и развития организма, сохранения и укрепления здоровья, способ взаимодействия с миром, развития способностей и черт характера, как форма освоения социального опыта и организации жизни и деятельности ребенка.

Являясь жизненной необходимостью, двигательная активность становится непременным условием формирования и развития личности ребенка – дошкольника, его Я.

Учитывая, что двигательная активность является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства, позволяющей реализовать свои желания, ресурсы и возможности, самовыразиться, применить и переработать личный и личностный опыт, следует считать, что физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности, становления Я ребенка.

Большое влияние на формирование личности ребенка – дошкольника оказывают подвижные игры, особенно те, где ребенок исполняет определенную роль или является ведущим. Благодаря идентификации себя с той, или иной ролью ребенок может осознанно использовать метаумения, т. е. – умения – способности, умения высшего порядка - умения над умениями, которые позволяют производить преобразования личного опыта, а это содействует тому, что ребенок учится рефлексировать в игре, находить свои ошибки и недостатки, обнаруживать у себя дефицит умений и навыков, находить пути преодоления, улучшения.

Ефим Аронович Аркин считал, что специально подобранные игры могут развивать личностные качества, при этом ребенок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Это повышает самооценку, укрепляет веру в свои силы, дает мощный заряд положительных эмоций. Положения Е. А. Аркина о том, что подвижная игра – первая школа социального опыта, дружбы, являются актуальными и в настоящее время. «Положительные эмоции – эмоции жизнерадостности, мужества, веры в свои силы – мобилизует силы организма», … формируют личностные качества, пишет он в работе «Дошкольный возраст».

Большую роль в формировании личности ребенка в нашем детском саду играет национально-региональный компонент. Воспитывая детей патриотами, мы знакомим их с культурой, традициями, бытом народов Якутии. Особое значение придаем традиционным якутским движениям – это имитационно-игровые движения, связанные с природой Якутии, с повадками птиц, зверей, рыб, с образом жизни местных народов (рыбная ловля, охота, сельскохозяйственные работы, промышленное производство). Много используем народных игр, сюжеты которых разработаны на основе местных промыслов, народных легенд и сказок. Игры помогают сформировать у детей правильные понятия о нормах поведения в природной среде: «Рыбак и рыбки», «Белый шаман»,»Охотник»,»Прилет птиц», «Береги дерево», «Ястреб и утки», «Олени», «Сенокос», «Якутские лошадки». В играх «Перетягивание на палках», «Перетягивание каната», «Соколиный бой» дети учатся ловкости, силе, быстроте, взаимовыручке, сопереживанию товарищу.

Воспитательный потенциал народных игр велик: он позволяет расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность, способствуют формированию любви к родному краю, к Родине. Физическая культура позволяет развивать важнейшее качество личности – справедливость. На уровне межличностных отношений справедливость выступает как нравственное качество, сутью которого является признание за другим равных с собой прав и обязанностей. Справедливость важна для становления и развития таких качеств, как гражданская позиция, правовая культура, толерантное отношение к представителям разных рас и национальностей, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии, умение взаимодействовать. Справедливость – это интегративное качество, базирующееся на доброжелательности, бескорыстии, правдивости, беспристрастности, самокритичности, объективности (Бербешкина З. А. «Справедливость как социально-философская категория» М. Мысль. 1983г.) Каждый ребенок должен осознать свои права и обязанности и признавать за другими такие же права и обязанности (гуманная сторона справедливости). Следует объяснять детям, что такое правило справедливости действует при условии равных стартовых потребностей и возможностей. Если имеет место ограниченность возможностей, тогда справедливость рассматривается в нравственном союзе с толерантностью и эмпатией (эмпатия – процесс эмоционального проникновения в состояние другого). Наличие подобных качеств говорит об эмоциональном интеллекте, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы (Мейер и П. Соловей)

Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%. Физическая культура с её огромными двигательно-эмоциональными возможностями, активной индивидуальной и коллективной деятельностью детей, дает большие возможности для развития их эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества (способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, умение регулировать собственные эмоции при принятии решений) способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим и социально-личностным успехам. Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на нее – все это проявления эмоционального интеллекта.

Не менее важной является идея воспитания социальной компетенции, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми на основе инициативы и независимости ребенка, уверенности в себе, способности делать собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей, иметь активную жизненную позицию.

В настоящее время в детской среде все чаще встречается детская нетерпимость. Следует различать понятия «толерантность» и «терпимость». Под толерантностью понимается такое отношение к миру в целом, отдельным объектам, другим людям и их взглядам, к самому себе, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляется в пониженной сензитивности к объекту за счет терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля. Терпимость – такое отношение личности к миру в целом, отдельным объектам, другим людям, их взглядам и к самому себе, которое также актуализируется в ситуациях несовпадения, но проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет приятия, понимания, эмпатии, терпения. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации, является важной составляющей личностного развития детей, особенно в процессе физического воспитания.

В. А. Аркин – один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной и воспитательной функциях физической культуры, рассматривая её как основное средство оздоровления, развития и воспитания, становления ребенка как личности. Важнейшими условиями правильно организованного физического воспитания он считал : обязательный учет психофизических и индивидуальных особенностей ребенка; режим дня, обосновав особую значимость его соблюдения для здоровья и личностного развития; учет психического, эмоционального фактора, создание здоровой жизнерадостной атмосферы, закаливание, бережное отношение к здоровью детей, чтобы не нанести вреда ребенку; формирование культурно-гигиенических навыков. Е. А. Аркин писал, что в дошкольном воспитании вопросам гигиены и здорового телесного развития должно отводиться особое место и уделяться наибольшее внимание. Он считал недопустимым противопоставление духа и тела. Отмечал справедливость изречения «В здоровом теле здоровый дух», но утверждал и обратное: только при здоровом духе возможно здоровое тело.

Удивительно современно звучат слова Е. А. Аркина «Воспитать здоровое, крепкое, закаленное поколение… способное выносить перемены и невзгоды … укрепить и усилить мощь государства – такова огромная и ответственейшая задача, которую правильно поставленное физическое воспитание призвано и в состоянии разрешить имеющимися в его распоряжении научно обоснованными средствами и методами.

В современной интеграции это утверждение звучит как целенаправленное формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Посредством физической культуры необходимо формировать личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющим в физическом воспитании – «Помоги себе и тому, кто рядом». Личностные показатели : эмоционально положительное отношение к физической культуре, интерес, потребность, позитивные эмоции, активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ, реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций, поступков; социализация ребенка, ориентация на успех; наличие качеств, способных обеспечить его успешность во взрослой жизни – активность, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, нравственность, умение видеть и решать проблемы автономно и сообща, развитие начал жизненного самоопределения, эмоциональная стабильность, положительная самооценка.

Ребенок, пусть даже самый маленький – это вполне полноправная личность, имеющая свои права и потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека. Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

Осознание своих личных способностей и возможностей, своего Я, которое приходит к ребенку – дошкольнику к моменту перехода в школу необходимо для дальнейшего полноценного развития личности.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Физическое развитие и здоровье ребенка как основа формирования личности»
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 02:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД