Галина Костюк
Консультация для воспитателей «Физминутка — форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Физминутка – форма активного отдыха
и разностороннего развития детей дошкольного возраста
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки и физкультурные паузы. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей, а также с целью разностороннего развития дошкольников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Физминутка — форма активного отдыха и разностороннего развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Умственное утомление распознаётся, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребёнка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.
Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями - физкультпаузы.
Требования к проведению физминут и физпауз
Для физминутки составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых
упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса,туловища,
активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1.5-2
минут.
Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.
Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физминуток, несколько дольше –3-5 минут. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физминутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8.
Содержанием физминут и физпауз могт быть не только физические упражнения, а также: логоритмические упражнения, пальчиковые упражнения и игры, игры на развитие физиологического и речевого дыхания, дидактические игры, малоподвижные игры на различную тематику и др. Игры и упражнения можно проводить с речевым сопровождением (проза, стихи) и без него. Средства которые используются при проведении физминут и физпауз зависят от задач. Посредством физминут и физпауз можно решать различные задачи:
• закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
• развитие общей моторики, мимики;
• развитие выразительности и грации движений;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие слухового внимания и слуховой памяти;
• развитие чувства ритма;
• обогащение словарного запаса по лексическим темам;
• развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие силы голоса;
• развитие интонационной выразительности речи;
• воспитание дружелюбия; организованности, самостоятельности;
• координация речи с движением;
и другие задачи.
Очень важно, чтобы перед началом физминутки дети приняли исходное положение. Дошкольникам младшего возраста удобное исходное положение для ног – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно. Такая стойка будет обеспечивать устойчивое положение, и способствовать равномерному распределению тяжести тела. Для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения для ног при выполнении упражнений. Приседание, поднимание и отведение ног выполняется из исходного положения ноги вместе. Выполняя упражнения для туловища, используется исходное положение – ноги слегка расставлены, на ширине плеч, ноги вместе. Исходное положение для рук – руки вниз, отведены назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к плечам.
Выполнение упражнений физминуток с пособиями, дидактическим инвентарём (флажки, кубики, ленточки, обручи, или с музыкальным сопровождением (бубен, барабан, аудиозапись) повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения.
И так, если педагог ставит перед детьми, вышеперечисленные задачи, то можно говорить о том, что физминутки и физпаузы развивают детей физически; помогают ориентироваться в пространстве; развивают основные психические функции, в том числе и речь; развивают эмоции; будят творческую фантазию и воображение.
При подготовке и проведении физминуток и физпауз
необходимо помнить:
- продолжительность проведения физминутки – 1.5 – 2 минут, физпаузы - 3-5 минут;
- перед началом физминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение;
- периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;
- при подборе речевого материала для физкультминуток и физкультпауз необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия;
- соблюдать гигиенические нормы;
- посредством любой физминутки или физпаузы необходимо решать
определённые задачи, например:
закрепление двигательных умений;
выработка двигательного навыка;
развитие общей моторики, мимики;
развитие пространственной организации движений;
развитие слухового внимания и слуховой памяти;
развитие чувства ритма;
обогащение словарного запаса по лексическим темам;
развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
развитие силы голоса;
развитие интонационной выразительности речи;
воспитание дружелюбия,организованности, самостоятельности;
координация речи с движением;
и другие задачи.
- поставленные задачи реализуются различными средствами, например: физические упражнения, логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, игры на развитие слувового внимания и памяти, разучивание стихотворений с помощью движений и др.