Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»

Елена Мотчева
Консультация для воспитателей «Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»

Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни : умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей“» размещена в разделах

В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать и предложить что – то новое, ребята могут сами договариваться об организации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, своё «коллективное общественное мнение», которое направляет поступки детей, регулирует отношения между ними.

Потребность в общении у детей появляется рано. Улыбкой, голосовыми реакциями, движениями рук ребёнок выражает радость от общения со взрослыми, которые являются первыми партнёрами его игр.

Взрослый целенаправленно развивает игру, помогая ребенку воспроизводить элементарные действия вначале с одним предметом, затем такие же действия с другими игрушками и предметами и, наконец, 2 - 3 последовательных, взаимосвязанных действия с какой - либо игрушкой.

В совместной игре со взрослым ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, используя при этом не только игрушки, но и их заменители, учится завершать игру.

В играх формируются навыки коллективной жизни : умение договариваться, стремление уважать замысла других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.

Дети постепенно накапливают определённые знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр.

Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим их чувства и мысли. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе и заботливое отношение друг к другу.

Вовлечение в совместные игры должно проходить постепенно и очень осторожно: легче всего усваивают навыки коллективной игры дети общительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определенной теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу.

Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений.

Развитие же игровых и реальных взаимоотношений в совместных играх зависит от уровня индивидуальных игр детей. Ребенка, умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища.

Работая в средней группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникшие игровые группировки становятся более длительными и устойчивыми. Дети убеждаются в том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость, удовлетворение тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся.

Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес к различным профессиям и взаимоотношениям людей. Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их.

В старшем дошкольном возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Ребенок, стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы найти необходимый для днной игровой ситуации.

Более высокий уровень познавательных интересов, творческий характер воображения ребёнка способствуют развитию длительных игр, однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов.

С помощью различных методических приемов воспитатель может стимулировать игровое творчество детей, прививать им навыки коллективной игры.

Беседа приучает детей к целенаправленности в выборе темы игры. Необходимость сговариваться между собой, спокойно выслушивать каждого и выбирать самое интересное для реализации замысла воспитывает у детей уважение к товарищам, а также умение отстаивать свое мнение.

Не менее важен для развития коллективного творчества и другой прием – разговор с детьми в конце игры. Разговор с детьми после игры развивает способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно.

Объединенные подгруппы играющих детей – новый этап развития коллектива. Устанавливая связь между такими подгруппами, воспитатель сам расширяет сферу игрового общения, что дает возможность распространить нормы дружеских взаимоотношений на более широкий круг сверстников. Постепенное усложнение игровых взаимодействий способствует воспитанию у детей представлений о чуткости, отзывчивости, товариществе.

Следует еще раз подчеркнуть, что при организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности детей. Систематическое наблюдение за их играми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями сверстников, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений, и в связи с этим наметить приёмы индивидуального подхода.

В индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослого нуждаются не только те дети, которые по каким – либо причинам выделяются из общей массы. В каждом есть что – то своё, особенное, и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности ребёнка.

Таким образом, выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребёнка способствуют организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений : учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованию товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с действиями окружающих, радоваться общим успехам.

Материал взят из книги «Воспитание детей в игре» под редакцией Бондаренко А. К., Матусик А. И. 1983.

Публикации по теме:

Презентация «Консультация «Детский темперамент — воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей» Все мы знаем, что в отношениях с взрослыми людьми надо обязательно учитывать характер человека, но вот при воспитании детей большинство.

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса» ФГОС ДО предполагает ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. В психолого- педагогических условиях.

Классификация использования нетрадиционных техник рисования с учетом возрастных особенностей детей Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития художественно-творческих способностей, познавательной активности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей Предметно – развивающая среда в детском саду должна: • Иметь привлекательный вид; • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; •.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (Часть1) Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка.

Презентация «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей ребенка» Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть,.

Разработка оздоровительных физкультминуток с учетом возрастных особенностей в старшей группе Автор: Кочерга Жанна Ивановна МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»» г. Лесосибирск,2018г. Разработка оздоровительных физкультминуток с учетом.

Развитие механизмов диагностики и сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей 12.05.2019 На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и.

Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей В настоящее время центральным направлением в педагогике является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 19:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД