Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»

Галина Лыгорева
Консультация для воспитателей «Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности»

В тоже время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». .

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.

Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми.

Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их. Б

Быть эмоциональной поддержкой ребенку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармонной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

Так, в Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются :

Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаи-модействию с семьями дошкольников.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются :

коллективные

индивидуальные

наглядно-информационные

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению многих, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (медсестра, педагог - психолог и др., а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Еще одной индивидуальной формой работы является посещение семей. Собираясь в семью, необходимо наметить план предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, обязательно нужно соблюдать педагогический такт в разговоре с ними. Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факторы поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии. Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей. Необходимо тактично указать на ошибки. Желательно давать только обоснованные советы. Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с ДОУ.

Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет, чему-то научить. Консультации бывают плановые и внеплановые, групповые и индивидуальные. Их цель – помогать, ближе узнать жизнь семьи, оказать помощь там, где она больше всего нужна – с одной стороны, с другой – побуждает родителей серьезно присмотреться к своим детям, выявить черты их характера, задуматься над тем, какими методами их лучше всего воспитывать

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы.

Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, образовательной деятельности; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитиче-ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе-дагогической грамотности

Проведение социологи-ческих срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, кон-сультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные : информационно-ознакоми-тельные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про-спекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и дру-гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб-лиотек

Формы и методы работы с родителями в ДОУ разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любые из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумываются и готовятся.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Публикации по теме:

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Семинар-практикум для воспитателей «Защита прав и достоинства маленького ребенка» Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 22:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД