Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в развитии речи младших дошкольников»

Марина Герасимова
Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в развитии речи младших дошкольников»

Устное русское народное творчество даёт возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатлённый в слове. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова. Фольклор даёт прекрасные образцы речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Весёлые песенки, пословицы, замысловатые загадки, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, скороговорки, дразнилки развивают юмор и воображение.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование русского фольклора в развитии речи младших дошкольников“» размещена в разделах

Я в своей практике использую колыбельные песни, когда укладываю детей спать; показываю элемент сюжетной игры (укачивание куклы). В Древней Руси слово «убаюкивать» - означало говорить, уговаривать, заговаривать. И на самом деле ребёнок быстрее успокаивается, засыпает под эти песенки.

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

***

Баю-баю, баю-баю,

Не ложися на краю

Придёт серенький волчок

Схватит Сашу за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый листок.

Под кусточком камушки,

Плохо жить без мамушки.

***

Бай, качи, качи, качи!

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи.

С пылу с жару, из печи.

С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки…

Просыпаются дети так же под различные прибаутки:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая!

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в роток говорунок,

А в головку разумок!

Также я использую приговорки, заклички - (это не большие песенки, которые обращены к природным стихиям, когда выглядываем в окно, наблюдая за теми или иными явлениями природы, во время прогулки.

Ах ты,радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка-

Колоколнышка.

***

Солнышко, покажись

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

***

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

***

Дождик, дождик, пуще.

Дам тебе гуще,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай-

Сколько хочешь поливай!

Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребёнка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Улитка, улитка,

Высунь рожки -

Дадим лепёшки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба воршок!

Также использую прибаутки (это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребё нка: всё то, что окружает его в доме, на улице). Для прибауток характнерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища : котя-коток, курочка- рябушечка. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Из-за леса,из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

***

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик -

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

***

На болоте стоит пень-

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Использую считалки во время подвижных игр. Главная особенность считалки чёткий ритм, возможность кричать раздельные слова.

Использую потешки при расчёсывании

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету

Я плету, плету, плету,

Приговариваю :

- -Ты расти, расти, коса,

- Всему городу краса!

При умывании:

Водичка, водичка

Умой моё личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

***

Ой, лады -лады -лады,

Не боимся мы воды,

Чище умываемся,

Лучше улыбаемся.

Во время пальчиковых игр:

-Мальчик-пальчик

Где ты был?

-С этим братцем

В лес ходил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел,

С этим братцем

Песни пел,

Песни пел да плясал,

Родных братьев потешал.

И так, как же мы можем развивать детскую фантазию? Оказывается, очень просто. Надо только обратить внимание ребёнка на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму, тогда всё оживёт и засияет праздничными красками. В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора - он всё превращает в волшебство.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества 1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития.

Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в развитии речи младших дошкольников»
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 12:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД