Нина Михайловна Рахманина
Консультация для воспитателей «Метод музыкального движения»
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 111»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Составила: музыкальный руководитель
Рахманина Н. М.
Г. Братск 2015г.
Публикация «Консультация для воспитателей „Метод музыкального движения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкально - ритмические движения
- Темочки
МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПЛАН
1. Формулировка.
2. Основоположники метода музыкального движения.
3. Сферы приложения метода музыкального движения.
4. Использование элементов метода музыкального движения в работе с детьми дошкольного возраста.
Метод музыкального движения – это система свободного танца, в котором существует оригинальная теория выразительного движения, выработанная техника и психотехника музыкально-двигательной импровизации, разработан подход к анализу музыки пластическими средствами, представлена уникальная теория и практика обучения.
Основы метода «музыкального движения» заложены исторической студией «Гептахор» (1914-1934 г. г.) В 1921 г. Эта танцевальная студия посетила нашу страну и гастролировала с ошеломляющим успехом. Все танцевальные композиции были импровизационными. Танцовщики группы отмечали особенное состояние восторга во время вхождения в музыку во время танца. Этот восторг повторялся каждый раз, когда они добивались определенного результата. Солистка Айседора Дункан отличалась особенным стилем исполнения танцевальных постановок. Костюм ее состоял из облегающей туники, все танцевальные постановки были импровизационными. Ее композиции вызывали ошеломляющий восторг и имели огромный успех. Далее практика и теория метода «музыкального движения» разрабатывалась С. Д. Рудневой (1889-1989 г., ее учениками и последователями. Большое значение этому методу придают в Германии, там открыты школы танца, основанные на методе «музыкального движения».
Сферы приложения метода : художественное творчество, эстетическое развитие детей и взрослых, раннее музыкальное развитие и образование, тренинг личностного роста, тренинг физической и психологической реабилитации, социальная работа (праздники, развлечения, массовые мероприятия).
Чтобы найти нужные танцевальный образ, танцор должен особенно внимательно вслушиваться в музыку, попадать в ритм мелодии, научиться подчинять движения своего тела музыкальной постановке. Если взрослому дается это более легко, ребенку, особенно дошкольного возраста, не просто найти нужные движения, исполнить сложные пируэты, ведь запас умений и навыков у него невелик. А значит так важно, чтобы он оказывался в поиске движений, пытался сам познавать свои возможности, накапливал опыт, учился понимать музыку, ее характер, ритм, в результате чего и происходит физическое, эмоциональное, эстетическое, музыкальное развитие ребенка.
Физическое развитие не является самоцелью, тело рассматривается как инструмент, выражающий внутреннее состояние метода «музыкального движения», дает возможность детям активно входить в музыку, создавать свои собственные композиции. Но, прежде чем образцы импровизации станут ясными, выразительными, дети должны пройти путь овладения азами техники естественного человеческого движения, наполненного музыкой.
Трудностей в движении у ребенка не должно быть. Используя метод от простого к сложному, педагог должен добиваться результата постепенно, не торопя. В методе «музыкального движения» существует более 300 специальных упражнений музыкально-двигательных образов. Движения могут быть плавными, толчковыми. Плавные движения принимают характер текучести тела, толчковые движения имеют активную и пассивную фазы. Возникшая от толчка короткая, но энергичная инерция увлекает тело в быстрое движение, преодолевая тяжести тела. Выбор музыки очень велик : начиная от народных произведений в инструментальном, вокальном исполнении до исторических и современных музыкальных направлений.
Каждый ребенок по-своему ощущает и представляет тот или иной музыкальный образ, по-своему передает его в движении. Самовыражение своей индивидуальности (а моя бабочка порхает, а не просто летает) через движения под музыку, дает большой толчок в развитии творческих способностей ребенка, открытости, положительных эмоций. Движения становятся раскрепощенными, более координированными. Положительное воздействие импровизационного танца на организм человека обладает терапевтическим эффектом. А это так важно для ребенка. Испытывая восторг от вхождения в музыку через движение, нервная система ребенка расслабляется, отрицательные эмоции уходят, происходит очищение души, он растворяется в музыкальном образе, в танце. И когда видишь, как сосредоточенно ребенок создает этот танец, как горят его глаза, как он старается, вслушивается в музыку, тогда понимаешь, как важно, чтобы ребенок творил, искал и находил, познавал и видел результат.
В детском саду музыкально-двигательная деятельность проходит в форме игры и доставляет детям большую радость. На начальном этапе – это имитация движений отдельных игровых образов (мишка ходит, зайки скачут, котик шалит, в дальнейшем задания усложняются (танец дикарей, снежинок, гномов, танец огня). Ребенок, вслушиваясь в музыку, учится находить нужные движения, действия (голодная кошечка и сытый кот, пузатый кабачок, обиженная собачка). И пусть эти образы совсем просты и кратковременны, все же они дают возможность придумать, ощутить, фантазировать, понять музыкальное содержание, пропустить через себя и показать. Дети творят, получают навыки общения в коллективно-пространственных композициях. Музыкальная игра приобщает детей к музыке, к пониманию ее содержания, к размышлению о смысле ее выразительных средств, развивает двигательную сферу, пространственное чувство. В таком действе ребенок творец, он старается, ощущает свои возможности и силы, им никто не управляет, он сам. Естественно все это придает ему уверенности в своих действиях и поступках, он становится самостоятельнее, чувственнее, движения его выразительнее.
«Музыкальное движение» также можно считать одним из способов элементарного музицирования. Движения рук, притопы, хлопки, шлепки четко передают ритм музыки, дополняют ее окраску. Ребенок учится создавать свой оркестр через собственное тело, находит новые возможности игры с музыкой, а это способствует развитию музыкальных способностей детей.
Широко используя элементы метода «Музыкального движения» с детьми дошкольного возраста можно достигнуть больших результатов в их развитии.
Используемая литература:
Руднева С. Д. ФШШ «Ритмика»
«Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Князева Е «Музыкальные игры и пляски в детском саду.