Елена Штоль
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования — основа успешной коррекции речи детей с диагнозом ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Существует ряд методик развития речи (О. Н. Соловьевой, А. М. Бородич, Г. М. Ляминой, Ф. А. Сохиной и др.) Однако при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Метод наглядного моделирования — основа успешной коррекции речи детей с диагнозом ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Для детей с указанной патологией характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.
Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, на занятиях, я пришла к выводу, что дети испытывает трудности при пересказе (связности и последовательности изложения, не могут дать полного ответа на поставленный вопрос, то есть составить простую фразу, не говоря уже об элементах творчества в собственных рассказах. Наблюдая за поведением детей в ситуациях общения, я отмечала, что многим трудно регулировать свое поведение, действия, им свойственна импульсивность, обидчивость, упрямство, замкнутость.
Я понимаю, что важно воспитать в ребёнке умение общаться, стать полноценным членом общества.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ориентируясь на исследования выдающихся учёных, я выбрала направление своей работы, которое заключается в использовании метода наглядного моделирования при формировании у детей с ОНР связной речи.
Считаю, что использовании метода наглядного моделирования поможет развить связную речь, которая является основой для успешной коррекции речи у детей - логопатов с диагнозом общее недоразвитие речи.
Этот метод охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все виды детской деятельности дошкольников: от организации предметно - развивающей среды, совместного общения взрослого в процессе занятий.
Метод наглядного моделирования представлен дидактической системой работы логопеда по формированию связной речи у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
Технология включает активное использование описательных рассказов, стимулирующих и развивающих эмоциональную речь ребенка. Я выявила необходимость формирования связной речи у детей-логопатов посредством наглядного моделирования.
Правильная грамотная речь является необходимым условием успешного обучения детей в школе. Поскольку формирование правильной речи зависит от способности ребёнка к связному высказыванию, то необходимо говорить об актуальности обучения старших дошкольников с ОНР составлению рассказов.
Поэтому целью моей деятельности является организация системы работы учителя - логопеда по обучению детей - логопатов с общим недоразвитием речи составлению связных рассказов, используя метод наглядного моделирования.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• дать возможность ребёнку развивать познавательные процессы в соответствии со своим возрастным этапом;
• помочь детям - логопатам исправить произношение при опережающем развитии связной речи;
• развивать мотивационно - ценностное отношение воспитателей, к взаимодействию в целях успешной коррекции речи;
• создание условий для совместной работы с другими субъектами образовательного процесса: педагогом - психологом, музыкальным работником.
Организация коррекционно-развивающего процесса
Я решила обучать детей самостоятельному рассказыванию в такой последовательности: по одной сюжетной картине; по серии сюжетных картин; на основе сравнения предметов; составление описательного рассказа о предметах.
Подчеркнем, что перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Останавливаемся на названных этапах как начальных, «пусковых», наиболее значимых.
У детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникли в последнем виде рассказывания. Вот основные из них :
— самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
— установить последовательность изложения выявленных признаков;
— удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
Я задумалась, как помочь детям в решении этих непростых задач. Предлагаю вам вариант план рассказа по книге Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Остановимся подробнее на принципах составления и использований рекомендуемых нами схем. На листе символы по количеству характерных признаков предметов или объектов, либо времен года, о которых надо рассказать.
Можно сделать вывод, что использование, схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
В заключение отмечу, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.