МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования в ДОУ»

Нартова Тамара
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования в ДОУ»

Консультация для воспитателей

«Метод наглядного моделирования в ДОУ»

Актуальность:

Публикация «Консультация для воспитателей „Метод наглядного моделирования в ДОУ“» размещена в разделах

В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н. Н. Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.

Моделирование

- Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память

- Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.

Следовательно, актуальность в том, что:

1: Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему;

2: Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь- записывай, рисуй, черти!»

З: Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания.

Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, разработанный Д. Б. Элькониным, Н. Н. Подъяковой, Н. А. Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми. Использованные в работе пиктограммы, схемы, мнемотаблицы, значки- символы, стилизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей. Но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».

В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей :

предметные, в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы;

предметно-схематические модели — в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями, последовательность приготовления блюд, алгоритм выполнения логоритмического упражнения);

графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения, явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.

Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:

исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий, совершенствовать речевые функции;

формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:

развивающий и воспитывающий характер обучения; системность и последовательность; сознательность и самостоятельность; творческая активность; наглядность и доступность; сочетание коллективной и индивидуальной работы.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие

задачи:

1. Знакомство с графическим способом предоставленной информации. 2. Формирование навыка дешифровки модели. З. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию.

Это необходимый компонент обучения, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.

Введение наглядного моделирования в в процесс обучения позволило целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов, пересказывание, правильное использование предлогов. На начальных этапах работы по внедрению наглядного моделирования целесообразно использовать следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствовало начальному этапу обучения-мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации.

На последующем этапе можно использовать более сложные операции: обобщение, абстракции, где наглядные модели опирались как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.

Способы наглядного моделирования включают в себя :

• обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей; • использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов; • умение считывать и создавать графические изображения признаков. объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.); • умение ориентироваться в пространстве по схеме; • умение составлять план реального пространства (комната,группа, участок.); • умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа; • самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование большей частью используется на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной.

Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования :

1 этап: научить читать таблицы: а. сообщение информации по теме в форме познавательной беседы; б. рассматривание готовой таблицы, составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации; в. пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без него; г. графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности.

2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях: а. сообщение темы; б. рассматривание общей схемы кодировки ( материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.); в. составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.

Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов:

• Что обозначает этот знак? • Что мы можем рассказать об этом объекте? • Как мы это изобразим в нашей модели? • Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему.

З. этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу.

4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности с помощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок: дети пересказывают тексты, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов

Использование мнемотаблиц даё т положительный эффект:

развивается визуальное мышление, вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация, формируется способность к эффективному самостоятельному обучению.

Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: появляется интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик, увеличивается словарный запас, дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией. Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребё нка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

«Прогулка на колесах». Консультация для воспитателей«Прогулка на колесах». Консультация для воспитателей Езда на велосипеде - увлекательный вид спорта. Она оказывает воздействие на сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, способствует.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка»Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе» Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования в ДОУ»
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 01:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД