Получи документы

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры, упражнения песни в формировании валеологических знаний у дошкольников»

Александра Постовалова
Консультация для воспитателей «Музыкальные игры, упражнения песни в формировании валеологических знаний у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальный руководитель Постовалова А. В.

2021 г.

Консультация для воспитателей на тему :

«Музыкальные игры, упражнения, песни в формировании валеологических знаний у дошкольников»

«Музыка способна оказывать известное

воздействие на этическую сторону души

и физическое здоровье»

Аристотель.

Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальные игры, упражнения песни в формировании валеологических знаний у дошкольников“» размещена в разделах

Из всех искусств одними из наиболее мощных средств индивидуального развития человека и в этой связи — его индивидуального оздоровления, что соответствует центральной проблеме валеологии, обладает музыка.

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть - 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.

Кроме того, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.

Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.

- В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

- Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

- Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие

- Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

- Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

- Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.

- Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

- Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

- Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль. Но рок-музыка бывает разная, и в исполнении других артистов и музыкантов она также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

- Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

- Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.

- Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворенности.

Музыкально-валеологическое воспитание в образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система музыкально-валеологического воспитания дошкольников и школьников включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу, следить за своим организмом, но и необходимо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.

Ценностное отношение в области сохранения и укрепления здоровья формируются на занятиях и в повседневной жизни с помощью различных упражнений, игр, песен.

Пение – вид музыкального искусства, который обладает большой оздоровительной силой. В вокальных упражнениях, при разучивании песен и исполнении их очень важно развитие хорошего певческого дыхания.

Дыхание – это движение, каждый вдох – это жизнь. Необходимо помочь ребенку научиться правильному дыханию.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благотворное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу внутренних органов.

Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный, интегральный.

Перед тем, как начать петь, необходимо подготовить голосовой аппарат, то есть распеть. Распевание является важной частью работы по воспитанию певческих навыков. Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрастным особенностям и уровню музыкального развития детей. Распевание состоит из коротких песен-попевок, упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенностью этих упражнений является то, что они имеют очень простое строение, быстро запоминаются. Практика показывает, что дети с помощью вокальных упражнений выразительнее поют, чисто интонируют несложные мелодии, сохраняя правильную осанку и дыхание. Дыхание является самым главным элементом в постановке голоса.

Валеологические распевки подготавливают голосовые связки к пению. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы Арсеневская, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. («Здравствуйте, ладошки» муз. Картушиной — мл. группы; «Цветочек» Арсеневской — ср. и ст. группы; «Доброе утро» муз. Арсеневской — старшие группы);

Для того, чтобы добиться правильного и красивого звучания необходимо выполнять различные упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. Мы используем методику дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, которая способствует развитию правильного дыхания, улучшает здоровье. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащённость дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни — приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются :

- Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох — длинный выдох).

- Тренировать силу вдоха и выдоха.

- Развивать продолжительный выдох.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;

- Способствует восстановлению ЦНС;

- Улучшает дренажную функцию бронхов;

- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника («Ладошки», «Насос», «Обними плечи», «Погреемся», «Осенние листочки» - для детей старшего возраста и др. игры по методике Стрельниковой);

Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. У нас в детском саду есть такая интересная форма работы, как логоритмика, которая проводится логопедом и музыкальным руководителем совместно в музыкальном зале;

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки Емельянова и Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанного-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. («Весенние голоса», «Путешествие в осенний лес», «Песенка пони», «Кто как поёт», «Здравствуйте, зверята»);

Пальчиковые игры исполняются как песенки или произносятся в виде стихотворного текста или коротеньких сказок. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного р. нар. творчества;

Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевые игры могут сопровождаться движениями, звучащими жестами. Речевые игры, помимо развития музыкальных и творческих способностей детей, улучшает дикцию детей, развивает звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй, укрепляет голосовой аппарат, учит детей выразительно передавать настроение через интонацию, жесты, движения и мимику. («К нам пришла Весна-красна» - старшие группы; «Вот как солнышко встаёт» - младшие группы, «Теремок», «Весёлый оркестр»);

Игры на формирование правильной осанки. Издавна люди пытались корректировать осанку у своих детей. Так, в восточных странах девочек приучали носить на голове лёгкие кувшины, блюда и другие предметы.

В России в одежду детей сквозь рукава вставляли длинные палки, которые фиксировали прямую спину. Маленькие дворяне стояли, как журавли, на одной ноге с выпрямленным позвоночником. Девочек заставляли ходить по узкой дощечке, вытягивая носочки, словно балерины.

Мы в детском саду и в частности, на музыкальных занятиях тоже уделяем осанке большое внимание. При пении сидя, стоя, при выполнении танцевальных движений напоминаем про осанку, применяем игровые методы (спиночки у нас «тростиночки»; «Если хочешь сидя петь, не сиди ты как медведь.»; «Если хочешь стоя петь, головою не вертеть.»; девочки танцуют у нас «как балерины», мальчики «как танцоры балета», шагают «как солдаты», и т. д.). Игры-упражнения на формирование правильной осанки можно применять и на музыкальных занятиях, и в других видах деятельности: «Восточный танец», «Кто быстрее?», «Аквариум», «Куклы», «Любопытные червячки», «Ёжики», «Лягушата»;

Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ

в течение всего дня — детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

Мы на музыкальных занятиях проводим релаксационные минутки: «Шалтай-болтай», «Сосулька», «Цветок расцветает и увядает», «Деревянные и тряпичные куклы», «Петрушки», «Морские звёзды», «Устали наши ножки» и др., используя методики Чистяковой «Психогимнастика» и Слуцкой «Танцевальная мозаика».

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта — важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в детском саду музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.

Таким образом, использование приемов оздоровления и здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пение, речевые игры, танцевальные элементы) на каждом музыкальном занятии помогают не только развитию музыкальных способностей, но и способствуют снижению заболеваемости простудами и ОРЗ, способствуют повышению творческого потенциала, позволяют в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»

О. Н. Арсеневская

2. «Дыхательная гимнастика» Стрельникова

3. «Психогимнастика» М. И. Чистякова

4. «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкая

5. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнникова

Методические рекомендации для педагогов:

В практике музыкального воспитания мы успешно используем распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа, на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки. Предлагаем вашему вниманию распевки следующего содержания, которые можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и в группах:

Ушки мы сильней потрем,

И здоровье сбережем,

Чтоб не киснуть, не болеть,

А весь день плясать и петь.

Разожми ладошки,

И потри сильнее,

Чтобы тело не болело,

Было здоровее.

Разминаем стопы,

Ходим по дорожке,

Косолапим как медведь,

И не забываем петь.

Выпрямили спинки,

Развернули плечи,

И поется веселей,

И дышать нам легче.

Спинки, спинки, ровненькие спинки

Полюбуйтесь на ребят

На красивых дошколят.

Игра-гимнастика для глаз:

Рано солнышко встает, распускается цветок,

Мы теперь цветочки – голубые, синие,

Самые прекрасные, самые красивые.

Раскрываем лепестки – это наши глазки.

Ты вокруг посмотри, здесь какие краски?

Вправо – синий, голубой, влево – желтый, красный.

Ну а ты цветок какой? Самый распрекрасный!

Поморгай дружок, глазами и зажмурься посильней.

А теперь открой, ведь правда, стали краски красивей!

Что мы делали сейчас? Упражнения для глаз.

Детям очень нравиться выполнять самомассаж, который сопровождается музыкой и словами :

Растираем мы ладошки

Трём, трём, трём,

А потом, конечно, их мы

Разомнем.

Будем поднимать ладошки вверх и вниз,

И, конечно, ждет нас всех

Большой сюрприз.

Мы ладошки разотрем,

И здоровье сбережем.

Не страшны нам холода,

Коль здоровы мы всегда.

Растираем наши ушки,

Трем, трем, трем

А потом покрепче ушки

Мы прижмем.

Будем дергать посильнее

Вверх и вниз,

И, конечно, ждет нас всех

Большой сюрприз

Если ушки мы потрем,

То здоровье сбережем,

Не страшны нам холода,

Коль здоровы мы всегда. Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами»Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами» Пуговицы вызывают неподдельный интерес у детей. Разнообразие материала – пуговицы разные по размеру, форме, фактуре, цвету не надоедает.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом» По видам и методике проведения все игры с использованием музыкального материала.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Кубики – одна из любимых первых игрушек детей. Эти игрушки безопасные, простые.

Консультация для воспитателей на тему «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий» Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация для воспитателей «Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения» Консультация для воспитателей "Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения"1. Валеологическая распевка "Горка": Раз, два, три. четыре,.

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики»Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики» Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Музыкальные игры, упражнения песни в формировании валеологических знаний у дошкольников»
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 18:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Музыкальные игры, упражнения песни в формировании валеологических знаний у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Постовалова (УИ 2141549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД