Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи дошкольников»
Слайд 2
Цель:
Создание условий для расширения знаний воспитателей дошкольного образования в вопросах использования занимательных игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук для развития речи дошкольников.
Слайд 3
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования „Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2020
Показать важность работы по развитию мелкой моторики для развития речи детей дошкольного возраста.
Систематизировать знания педагогов по использованию игр и упражнений по развитию мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.
Апробировать с педагогами некоторые игры и упражнения по развитию мелкой моторики.
Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Материал:
презентация, крышки, планшет-лист «Пальчиковые шаги», раскраска «Зонтик», цветные карандаши, мелкие игрушки из театра «Сказки на ладошке», фигурки пальчикового театра, раздаточный материал для педагогов.
Ход мастер-класса :
Слайд 4
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Другими словами – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. В мелкой моторике работают мелкие мышцы пальцев рук.
Слайд 5
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в народе так много пословиц и поговорок, связанных с руками. Предлагаю вам вспомнить их.
Слайд 6, 7
Игра «Назови пословицу или поговорку».
Я спрашиваю, вы отвечаете.
Как говорят о человеке все умеющем? «Мастер на все руки»
Как говорят об умелых руках? «Золотые руки»
Как говорят, когда просят сказать что-то честно? «Положа руку на сердце»
Как говорят, когда хотят поддержать кого-либо? «Обеими руками «за».
Как говорят, когда человек делает все по-своему? «Своя рука – владыка».
Как говорят, когда хотят подчеркнуть, что кто-то пользуется в своих корыстных целях результатами чужого труда? «Чужими руками жар загребать».
Как говорят о человеке, который не может что-то сделать? «Руки растут не оттуда»
Как говорят, когда быстро проходит недуг? «Как рукой сняло»
Как говорят, когда объект находится близко? «До дома рукой подать»
Как говорят о человеке, который любит словами решать чужие проблемы, давать советы? «Чужую беду руками разведу»
Как говорят, когда человек отказывается присушиваться к здравому смыслу? «Руки опускаются»
Слайд 8
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе с играми по развитию мелкой моторики.
Предлагаю Вашему вниманию методы и приемы развития мелкой моторики рук ребенка, которые можно использовать для развития речи, как на занятиях, так и в свободной деятельности в течение дня. В зависимости от образовательной области, структуры, занимательные игры и упражнения, включались в разные части занятий.
Слайд 9
Общие правила использования игр и упражнений :
• Знание воспитателем текста игры и упражнения, действий;
• Подготовка необходимого материала для игр и упражнений;
• Проговаривание текста вместе с детьми;
• Четкое и правильное выполнение воспитателем и детьми всех действий;
• Сохранение правильной осанки при выполнении игр и упражнений.
Слайд 10
В начало занятия с целью:
создания положительного эмоционального фона занятия, снятия напряжения, заинтересовать детей, подготовить к предстоящей деятельности.
Слайд 11
• Упражнения на координацию пальцев рук «Зарядка для пальчиков»
Например:
У нас есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо мальчиков.
Будут будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо пальчикам лениться!
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.
Слайд 12
• Игры с крышками «Пальчиковые шаги»
Материал: крышки по 2 шт., индивидуальный планшет-лист.
Воспитатель читает стихотворение «Летний дождик», дети могут проговаривать текст вместе с ним.
По небу облако тихо плывет.
Из этого облака дождик идет.
От дождика прячется вся детвора,
Под зонтик бегут посредине двора.
Ребенок выполняет движения пальцев с пробками по нарисованные на планшет-листе кругам - «шагают» к зонтику большим и указательным пальцами, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем.
Слайд 13
Такого рода игры я взяла в книге Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги».
Слайд 14
• Пальчиковый самомассаж в сочетании со стихотворным текстом.
Воспитатель вместе с детьми произносят слова. Дети выполняют самомассаж по показу воспитателя.
«Репка» - потягивание за кончики пальцев, вытягивание пальцев за ногтевые фаланги) :
Тянут - тянут (мизинец) бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний) большую репку, (указательный)
Вот пришла бы (большой) наша внучка, (большой)
Помогла б (указательный) собака Жучка (средний)
- Где же кошка? (безымянный) Мышка-крошка? (мизинец)
Хоть держалась крепко, вытянута репка!
(одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)
Слайд 15
В ход занятия:
Цели использования игр и упражнений в этой части занятия разные.
В качестве физкультминуток использую:
Слайд 16
• Пальчиковые игры (часто использую пальчиковые игры Екатерины Железновой с музыкальным сопровождением)
Слайд 17
• Логоритмические игры
Слайд 18
Для реализации обучающей и развивающей задач занятия, развития творческих способностей, с целью закрепления навыков и умений детей использую:
Слайд 19, 20
Пальчиковые игры «Театр в руке» с литературным сопровождением
Материал: картинка, карточка с положением рук.
Воспитатель показывает картинку и карточку с положением рук. Воспитатель читает текст вместе с детьми, одновременно выполняют движения руками в соответствии с карточкой.
Слайд 21
Такие игры можно найти в книге В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
Слайд 22
Пластические этюды с эмоциональным сюжетом
Материал: карточки с положением рук.
Слайд 23
Этюды можно найти в книге Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».
Слайд 24
Игра «Читаем по картинкам».
Материал: картинка с текстом «Волчонок и зонтик» (текст в соответствии с темой занятия).
Воспитатель показывает картинку с текстом, «читает» текст и показывает на иллюстрацию на месте нужного слова. Ребенок добавляет подходящее слово и изображает его руками.
В конце игры вопрос : Как зонтик защищал щенка? (ответить с помощью рук)
Слайд 25
Задание: Раскрась зонтик.
Слайд 26
Пальчиковые загадки
Материал: карточка с положением рук.
Игры в «Театральной гостиной» :
Способ организации детей - подгрупповой, индивидуальный. Использовались и другие формы объединения детей в зависимости от целей, видов заданий (пары, малые группы).
Слайд 27
• «Театр на ладошке» - придумывание (пересказ) коротких рассказов (сказок) в сопровождении действий с мелкими игрушками.
• «Театр на кончиках пальцев» - рассказывание «Пальчиковых сказок» в стихах по мотивам народных и авторских сказок.
Слайд 28
Материал: карточки с положением пальцев рук.
Перед началом игры воспитатель знакомит детей с положениями пальцев рук, которые необходимы для данного текста, по карточкам. Затем вместе с детьми читают сказку в стихах с показом движений пальцев.
Слайд 29
«Рукавичка»
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки».,
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики».)
Дома стал ее смотреть — («Колечки»)
Не нашел на месте («Веер».)
И отправился искать («Колечки».)
В лес с собакой вместе. («Кулачки».)
А в лесу в той рукавице («Колечки».)
Звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей,
Заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки».)
В лес собака прибежала («Колечки».,
Всех зверей перепугала, («Лучики».)
Рукавицу подняла («Колечки».,
Деду в руки отдана. («Здравствуй».)
Слайд 30
• Разыгрывание диалогов или стихотворных текстов с диалогами с использованием фигурок пальчикового театра.
(сначала дети разыгрывают авторские диалоги, затем придумывают свои диалоги)
Слайд 31
КИСОНЬКА - МУРЫСОНЬКА
Кисонька - мурысонька, ты где была?
На мельнице.
Кисонька - мурысонька, что там делала?
Муку молола.
Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?
Прянички.
Кисонька - мурысонька, с кем прянички ела?
Одна.
Не ешь одна, не ешь одна.
Релаксация.
Какие игры и упражнения Вам понравились?
Какие из предложенных игр и упражнений вы будите использовать в своей педагогической деятельности?
Раздача печатного материала педагогам дошкольного учреждения.