Получи документы

Консультация для воспитателей «Методика художественного чтения и рассказывания детям»

Ирина Лобанова
Консультация для воспитателей «Методика художественного чтения и рассказывания детям»

Консультация для воспитателей

на тему

«Методика художественного чтения и рассказывания детям».

Сл1. Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Сл2. В ходе занятия решаются следующие задачи:

Публикация «Консультация для воспитателей „Методика художественного чтения и рассказывания детям“» размещена в разделах

-развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

Сл3. -развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

Сл4. Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие :

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Сл5.2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Сл6.3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Сл7.4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Сл8. ФИЗМИНУТКА

Сл9. Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

Выделяют несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

- чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

- чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

Сл10.4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

- чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

- настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

- кукольный и теневой театр, фланелеграф;

- диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

- оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

- чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Сл11. Подготовка к занятию включает следующие моменты:

- обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение, с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

- определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

- подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста : понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Сл 12. Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми : выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

1. Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная)

2. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

3. В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

4. Чтение книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Сл13. Читать на экране

Сл14. Конец!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«А у нас на улице». Положение о проведении фестиваля художественного чтения Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических.

Сценарий конкурса художественного чтения «Мой любимый край» Цели: Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко.

Консультация для родителей «О пользе чтения книг, или Что и как читать детям 5–7 лет» Консультация для родителей «О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 7 лет» Подготовила физинструктор Шимон О. А. Не секрет,.

Консультация для родителей «Примерный список сказок для чтения детям» Консультация для родителей «Ознакомление детей с фольклором (со сказкой).»Цель: оказывать содействие и помощь участникам образовательных.

Консультация для воспитателей «Методика изготовления игрушек из разных материалов» В жизни ребёнка часто возникает необходимость в изготовлении различных игрушек. В отличие от игрушек длительного использования, вокруг которых.

Консультация для воспитателей «Методика обучения дошкольников театрализованной деятельности» Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства», г. Нижний Тагил Свердловской области. Данная методическая разработка.

Консультация для воспитателей. Методика развития математических представлений по Методика развития элементарных математических представлений у детей до-школьного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается.

Консультация для воспитателей «Методика создания с детьми «Книги сказок» Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребёнка, будит его воображение. Задача.

Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей. Рассказ - это литературное произведение,.

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания (подготовительная группа) Русское народное творчество Малые формы фольклора. «Бегут, бегут со двора»; «Берёза моя, берёзонька»; «Вот пришло и лето красное…»; «Заря-заряница»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методика художественного чтения и рассказывания детям»
Опубликовано: 14 сентября 2019 в 13:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД