Лучший педагог года

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания (подготовительная группа)

Татьяна Чикина
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания (подготовительная группа)

Русское народное творчество

Малые формы фольклора.

«Бегут, бегут со двора»; «Берёза моя, берёзонька»; «Вот пришло и лето красное…»; «Заря-заряница»; «Идёт матушка – весна»; «Из-за леса, леса тёмного»; «Как на Масленой неделе»; «Синички-сестрички, тетки - чечётки»; «Уж ты, зимушка –зима»; «Уж ты, ласточка….».

Сказки

Волшебные сказки.

«Белая уточка»; «Жар –птица и Василиса-Царевна»; «Финист- Ясный сокол»; «Хрустальная гора»; «Царевна- змея».

Бытовые сказки.

Публикация «Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания (подготовительная группа)» размещена в разделах

«Две загадки», «Иван –солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу».

Былины.

«Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья Муромец и Калин-царь», «Садко».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора.

«Ой, зачем ты, жаворонок…»(укр); «Улитка»(молд).

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе

Я. Аким «яблоко»; К. Бальмонт «Осень»;А. Блок «Ну лугу»;И. Бунин «Первый снег»; С. Есенин «Берёза»;А. Кушнер «Птицы»;М. Лермонтов «На севере диком»;А. Майков «Летний дождь»;С. Маршак «Тает месяц молодой»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» (из стих. «Осень», Уж небо осенью дышало» (из поэмы «Евгений Онегин);А. К. Толстой «Осень»,осыпается весь наш бедный сад»;А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря».

Стихи об окружающей предметной и социальной действительности.

В. Берестов «О чём поют воробушки»;Б. Заходер «повара»;А. Майков «Колыбельная песня»;Е. Михайлова «Что такое Новый год».

Весёлые стихи

В. Берестов «Дракон»;М. Бородинская «Убежало молоко»;Б. Заходер «Кавот и Камут»;С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи»;Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

Поэтические сказки

П. Ершов «Конек –Горбунок»;А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбке»;К. Чуковский «Бармалей».

Басни поэтические и прозаические

И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, щука и рак», «Слон и Моська»;С. Михалков «Аисты и лягушки», «Осел и бобёр», «Соловей и ворона».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе

В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь»;В. Гаршин «Лягушка- путешественница»;Р. Киплинг «Маугли»;С. Козлов «Ёжикина скрипка», «Как ослик шил шубу»,«Такое дерево»;К. Коровин «Белка»;А. Куприн «Слон»;Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;М. Михалков «Лесные хоромы»;М. Пришвин «Весна в лесу», «Ёж», «Золотой луг»;Я. Сладков «Разноцветная земля»;Г. Снегирев «Скворец»;Е. Трутнева «Осень».

О социальной действительности и нравственных ценностях

С. Аксаков «Аленький цветочек»;Г. -Х. Андерсен «Волшебный холм», «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева»;А. Н. Толстой «Иван да Марья»;П. Бажов «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»,А. Гайдар «Поход»;бр. Гримм «Бременские музыканты»;В. Даль «Старик –годовик»;М. Михалков «Два Мороза»;Н. Носов «Дружок».

Сказка-повесть

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»;А. Гайдар «Чук и Гек»;А. Н. Носов «Золотой ключик, или Приключения Буратино; Э. Успенский «Дядя Фёдор,пёс и кот».

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе

Я. Аким «яблоко».

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

К. Бальмонт «Осень».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь, за синее Море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся,

И заплачет спросонья.

А. Блок «Ну лугу».

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,

Да где ж она сама?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна.

И. Бунин «Первый снег».

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

С. Есенин «Берёза».

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

А. Кушнер «Птицы».

Как там птицы спят в гнезде,

В темноте и тесноте?

Их раскачивает ветер

На огромной высоте!

Закрываются крылом:

Сыро в воздухе ночном.

Ленинградская погода

Им опять грозит дождем.

Дверь открыть бы на балкон:

Жалко галок и ворон.

Эй, слетайтесь к нам под крышу

От дождя со всех сторон!

М. Лермонтов «На севере диком».

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растёт.

А. Майков «Летний дождь».

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» (из стих. «Осень»).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало» (из поэмы «Евгений Онегин).

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. К. Толстой «Осень» ,осыпается весь наш бедный сад».

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря».

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот глазами

Поводил и все поет;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе

В. Бианки «Лесные домишки».

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было — от всех увертывается.

Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь — только крылышки мелькают.

Вдруг — откуда ни возьмись — Чеглок-Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят.

Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая.

А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро!

Очень уж страшная пятнашка Чеглок-Сокол.

Летела, летела Береговушка — из сил выбилась.

Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место совсем незнакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Только не своя — чужая какая-то.

Испугалась Береговушка.

Дорогу домой она не помнила: где ж ей было запомнить, когда она неслась без памяти от страха?

А уж вечер был — ночь скоро. Как тут быть?

Жутко стало маленькой Береговушке.

Полетела она вниз, села на берегу и горько заплакала.

Вдруг видит: бежит мимо нее по песку желтая птичка с черным галстуком на шее.

Береговушка обрадовалась, спрашивает у желтой птички:

— Скажите, пожалуйста, как мне домой попасть?

— А ты чья? — спрашивает желтая птичка у Береговушки.

— Не знаю, — отвечает Береговушка.

— Трудно же будет тебе свой дом разыскать! — говорит желтая птичка. — Скоро солнце закатится, темно станет. Оставайся-ка лучше у меня ночевать. Меня зовут Зуек. А дом у меня вот тут — рядом.

Зуек пробежал несколько шагов и показал клювом на песок. Потом закланялся, закачался на тоненьких ножках и говорит:

— Вот он, мой дом. Заходи!

Взглянула Береговушка — кругом песок да галька, а дома никакого нет.

— Неужели не видишь? — удивился Зуек. — Вот сюда гляди, где между камешками яйца лежат.

Насилу-насилу разглядела Береговушка: четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки.

— Ну, что же ты? — спрашивает Зуек. — Разве тебе не нравится мой дом?

Береговушка не знает, что и сказать: скажешь, что дома у него нет, еще хозяин обидится. Вот она ему и говорит:

— Не привыкла я на чистом воздухе спать, на голом песке, без подстилочки.

— Жаль, что не привыкла! — говорит Зуек. — Тогда лети-ка вон в тот еловый лесок. Спроси там голубя, по имени Витютень. Дом у него с полом. У него и ночуй.

— Вот спасибо! — обрадовалась Береговушка.

И полетела в еловый лесок.

Там она скоро отыскала лесного голубя Витютня и попросилась к нему ночевать.

— Ночуй, если тебе моя хата нравится, — говорит Витютень.

А какая у Витютня хата? Один пол, да и тот, как решето, — весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол.

Удивилась Береговушка.

— У вашего дома, — говорит она Витютню, — один пол, даже стен нет. Как же в нем спать?

— Что же, — говорит Витютень, — если тебе нужен дом со стенами, лети, разыщи Иволгу. У нее тебе понравится.

И Витютень сказал Береговушке адрес Иволги: в роще, на самой красивой березе.

Полетела Береговушка в рощу.

А в роще березы одна другой красивее. Искала, искала Иволгин дом и вот наконец увидела: висит на березовой ветке крошечный легкий домик. Такой уютный домик, и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

«Какой же у Иволги домик маленький! — подумала Береговушка. — Даже мне в нем не поместиться».

Только она хотела постучаться, — вдруг из серого домика вылетели осы.

Закружились, зажужжали — сейчас ужалят!

Испугалась Береговушка и скорей улетела прочь.

Мчится среди зеленой листвы.

Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами.

Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.

— Куда ты спешишь, маленькая? — кричит золотая птица Береговушке.

— Иволгин дом ищу, — отвечает Береговушка.

— Иволга — это я, — говорит золотая птица. — А дом мой вот здесь, на этой красивой березе.

Береговушка остановилась и посмотрела, куда Иволга ей показывает.

Сперва она ничего различить не могла: все только зеленые листья да белые березовые ветви. А когда всмотрелась, — так и ахнула.

Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка.

И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.

— Ух! — говорит Береговушка Иволге. — Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует. Да и крыши у вас нет.

— Ступай к Пеночке! — обиженно говорит ей золотая Иволга. — Если ты боишься на чистом воздухе спать, так тебе, верно, понравится у нее в шалаше под крышей.

Полетела Береговушка к Пеночке.

Желтая маленькая Пеночка жила в траве как раз под той самой березой, где висела Иволгина воздушная колыбелька.

Береговушке очень понравился ее шалашик из сухой травы и мха.

«Вот славно-то! — радовалась она. — Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких перышек! Совсем как у нас дома!»

Ласковая Пеночка стала Береговушку укладывать спать. Вдруг земля под ними задрожала, загудела.

Береговушка встрепенулась, прислушивается, а Пеночка ей говорит:

— Это кони в рощу скачут.

— А выдержит ваша крыша, — спрашивает Береговушка, — если конь на нее копытом ступит?

Пеночка только головой покачала печально и ничего ей на это не ответила.

— Ох, как страшно тут! — сказала Береговушка и вмиг выпорхнула из шалаша. — Тут я всю ночь глаз не сомкну: все буду думать, что меня раздавят. У нас дома спокойно: там никто на тебя не наступит и на землю не сбросит.

— Так, верно, у тебя такой дом, как у Чомги, — догадалась Пеночка. — У нее дом не на дереве — ветер его не сдует, да и не на земле — никто не раздавит. Хочешь, провожу тебя туда?

— Хочу, — говорит Береговушка.

Полетели они к Чомге.

Прилетели на озеро и видят: посреди воды на тростниковом островке сидит большеголовая птица. На голове у птицы перья торчком стоят, словно рожки.

Тут Пеночка с Береговушкой простилась и наказала ей к этой рогатой птице ночевать попроситься.

Полетела Береговушка и села на островок. Сидит и удивляется: островок-то, оказывается, плавучий. Плывет по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи — ямка, а дно ямки мягкой болотной травой устлано. На траве лежат Чомгины яйца, прикрытые легкими сухими тростиночками.

А сама Чомга рогатая сидит на островке с краешка, разъезжает на своем суденышке по всему озеру.

Береговушка рассказала Чомге, как она искала и не могла найти себе ночлега, и попросилась ночевать.

— А ты не боишься спать на волнах? — спрашивает ее Чомга.

— А разве ваш дом не пристанет на ночь к берегу?

— Мой дом — не пароход, — говорит Чомга. — Куда ветер гонит его, туда он и плывет. Так и будем всю ночь на волнах качаться.

— Боюсь… — прошептала маленькая Береговушка. — Домой хочу, к маме…

Чомга рассердилась.

— Вот, — говорит, — какая привередливая! Никак на тебя не угодишь! Лети-ка, поищи сама себе дом, какой нравится.

Прогнала Чомга Береговушку, та и полетела.

Летит и плачет без слез: слезами птицы не умеют плакать.

А уж ночь наступает: солнце зашло, темнеет.

Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку, выстроен дом.

Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит теплый, мягкий.

«Вот хороший дом, — думает она, — прочный и с крышей».

Подлетела маленькая Береговушка к большому дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:

— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!

А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с желтыми зубами. Да как зарычит страшилище:

— С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом?

Обмерла Береговушка, — сердце камнем упало. Отшатнулась, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки наутек! белка

Летела-летела — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место знакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет.

Своя река, родная!

Стрелой бросилась вниз к речке, а оттуда — вверх, под самый обрыв крутого берега.

И пропала.

А в обрыве — дырки, дырки, дырки. Это все ласточкины норки. В одну из них и юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору.

Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату.

Тут уже давно ждала ее мама.

Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке у себя на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев…

литература :

Методический комплекс программы «Детство»

А. Г. Гогоберидзе, О. В. Акулова, А. М. Вербенец, В. А. Деркунская

Публикации по теме:

Алгоритм разучивания песен в детском саду Алгоритм разучивания песен в детском саду 1. Знакомство с песней Приемы: 1. Беседа перед песней 2. Прослушать. 3. Вопросы по содержанию.

Формирование навыка творческого рассказывания с использованием метода моделирования Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО ФГОС ДО РАЗВИТИЕ РЕЧИ старшая группы Формирование навыка творческого рассказывания.

Конспект занятия по развитию речи «Русская красавица» в форме рассказывания об игрушке в старшей группе Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема: «Русская красавица» (Рассказывание по игрушке). Цель: развивать у детей интерес к знакомству.

Конспект разучивания песни в подготовительной группе М. И. Красева «Ёлочка» Цель: разучить с детьми песню М. И. Красева «Ёлочка» Задачи: Образовательная: работать над эмоциональным исполнением песен, четкостью произнесения.

Консультация музыкального руководителя «Использование мнемотехники для разучивания песен» Сначала еще раз повторим: Что такое МНЕМОТЕХНИКА? Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию.

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми» .

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : " Цыплята" .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей. Рассказ - это литературное произведение,.

Основные виды рассказывания Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5–6 лет»Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5–6 лет» Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого раннего возраста. Почему необходимо? Потому что начитанный ребенок – это умный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания (подготовительная группа)
Опубликовано: 31 июля 2019 в 21:09
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Месячник молодого избирателя. Передвижка «О выборах для детей»

Каждое третье воскресенье февраля в России начинается месячник молодого избирателя.Это мероприятие проводится для ознакомления детей и молодежи с порядком выборов и для повышения социальной активности и...

3 марта. Всемирный день дикой природы. Беседа «Юные защитники природы»

3 марта мы отмечаем Всемирный день дикой природы. Этот экологический праздник учрежден, чтобы напомнить нам о многообразии и красоте природы и о необходимости защищать ее.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД