Получи документы

Консультация для воспитателей «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»

Анастасия Воронина
Консультация для воспитателей «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»

Автор-составитель:

Воронина Анастасия Александровна

учитель-логопед

Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между тем, педагоги неразумно используют эти инструменты в профессиональной деятельности в течение дня нерационально распределяют словесные, наглядные и практические методы, злоупотребляют повышенным тоном или наоборот, без необходимости используют шепотную речь. Все это может стать причиной заболевания голосового аппарата.

Характеристики профессионального голоса педагога:

достаточный уровень громкости;

большая устойчивость и способность выдерживать длительную нагрузку;

Публикация «Консультация для воспитателей „Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО“» размещена в разделах

широкий динамический диапазон;

разнообразие тембра;

благозвучность;

полетность;

адаптивность к профессиональным ситуациям;

гибкость и выносливость.

Ознакомление с условиями и спецификой труда воспитателя, позволяют выявить причины голосовых расстройств.

Так, наблюдения показывают, что доля использования педагогами голоса при 12-часовой рабочей смене составляет около 65%. Если воспитатели работают в две смены по 7 часов каждый, то доля использования голоса первым воспитателем составляет 64%, а вторым — 50%. Таким образом, интенсивность голосо-речевой нагрузки воспитателя в первой половине дня больше, чем во второй.

Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос педагога:

большое количество воспитанников в группе;

постоянные гул и шум, создаваемые детьми;

большое количество занятий;

поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе;

жесткий режим дня;

отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочей смены;

хронические эмоциональные перегрузки;

стрессогенность воспитательно-образовательной среды.

Эти и другие факторы не только негативно влияют на голосо-речевую систему воспитателей, но и сказываются на психологическом климате группы, а значит, на формировании взаимоотношений педагога с детьми и воспитанников друг с другом.

Рабочий день воспитателя начинается с приема детей в группу и происходит он по- разному, и всегда требует от педагога повышенной концентрации внимания, т. к. приходится одновременно работать с детьми и родителями. Необходимо сохранять самообладание, т. к. незначительное повышение голоса может испугать дошкольников и обострить ситуацию.

Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

• Размещайте на стендах памятки для родителей, как нужно готовить детей к д/с после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;

• Используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает».

• Разговаривайте с родителями негромко, используя суггестивность- способность голосом воздействовать на эмоции и поведение независимо от смысла произносимых слов. Заключается в том, что говорящий с помощью некоторых нюансов тембра воздействует на слушателей, овладевает их вниманием, стимулирует нужные поведенческие реакции. Так вот с помощью такой способности голоса создавать положительный эмоциональный фон для общения с родителями.

Правила соблюдения гигиены голоса для воспитателей:

поддерживайте постоянно голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса;

научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования;

избегайте повышенной голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды;

соблюдайте правила нервно-психической гигиены, включающей мероприятия по снятию эмоционального напряжения, мышечному • расслаблению и регуляции общего мышечного тонуса и поддержанию положительного психоэмоционального состояния;

говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

После приема в первую половину дня организуется утренняя гимнастика, завтрак, занятия, прогулка и т. д. Практически в каждый из этих режимных моментов воспитатель вынужден сочетать речь и движение, что усиливает нагрузку на голос. При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя большое значение имеет владение невербальными средствами общения: интонации взрослого, его взгляд, улыбка, жест.

Применение громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т. к. это создает неблагоприятный эмоциональный фон, снижает усвоение материала, а также приводит к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.

Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

• создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (Например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики и др.);

• используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

• постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

• назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

• в конце занятия, когда нужно подвести итоги, активизируйте речевую деятельность детей. Попросите их рассказать, что им понравилось. Напомните основные моменты занятия с помощью рисунка на листе бумаги, слайдов или схемы в электронном формате (например, в виде домиков или вагончиков паровозика). Для оценки воспитанниками каждого момента занятия используйте сигнальные знаки. Для младших дошкольников подойдут кружочки: понравилось — красный круг, не понравилось — синий круг. В старших группах воспитанники могут оценивать занятие по 5-балльной системе устно.

В ходе самостоятельной деятельности детей:

• Не отвлекайте на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность детей;

• Делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой;

• Привлекайте внимание детей с помощью красивых мелодий, сигнальных карточек, сказочных игрушек, а не повышением голоса;

• напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов. Например, предложите собраться всем вместе и послушать сказку о том, что, если игрушки не будут расставлены по местам, придет Пылесос Пылесосыч и засосет все, что разбросано, в свое брюхо, и потом не во что будет играть. Импровизированная сказка должна быть интересной и содержательной, чтобы дети в нее поверили.

В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, в т. ч. выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».

Чем интереснее проводятся прогулки для детей, чем лучше организована их деятельность, тем меньше психофизиологическая нагрузка воспитателя и тем реже ему приходится повышать голос.

Подготовка ко сну предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Приходится почитать сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи.

Вторая половина дня так же предполагает дальнейшее взаимодействие педагога с детьми: подъём, одевание, полдник, самостоятельные игры.

Вечером детей начинают забирать родители и с каждым из них педагог проводит беседу, делится своими наблюдениями, дает рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:

• Организуйте с детьми тихую игру или почитайте книгу;

• Предложите вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итог дня;

• Послушать спокойную музыку.

Таким образом, в течение дня педагог испытывает большую нагрузку на голос. Но важно отметить, что на состояние голоса оказывает влияние и возрастные изменения, повышенная влажность, сквозняки, курение и т. д. Поэтому необходимо выполнять несложные правила:

• Следить за своим здоровьем;

• Соблюдать правила гигиены голоса;

• Контролировать нагрузку на голос;

• Использовать «педагогические уловки», дать отдых голосу.

• Не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонации адекватно педагогической ситуации.

Практическая часть

Упражнения на снятие мышечного напряжения и укрепление голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, также включать в занятия с детьми.

Упражнения на общее расслабление необходимо выполнять в конце рабочего дня или перед сном

• Произнесите одно и то же предложение, лежа, стоя, сидя.

• Потянитесь вверх, напрягите свое тело (сделайте вдох) и как будто «бросьте» все тело вниз (сделайте выдох)

• Поднимите руки вверх, потом опустите вниз сначала кисти, затем согните локти и бросьте руки вниз,

• Прямо, ноги на ш. п. сделать медленный полунаклон корпуса вперед- вдох, вернитесь в и. п. – выдох (можно протяжно тянуть: м-м-м-м)

В начале дня можно провести вибрационный массаж гортани

Массаж проводится постукиванием кончиками пальцев при одновременном произнесении сонорных и др. согласных

• От середины лба к ушам

• От спинки носа к ушам

• Под носом от середины верхний надгубной части лица к ушам

• По подбородку с произнесением звука з-з-з-з

• Голосовое упражнение с произнесением звука о-о-о-о-о, у-у-у-у, которые произносят протяжно, как можно более низким голосом

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения следует начинать со снятия эмоционального и физического напряжения. Для этого надо сесть на стул, принять удобную позу для релаксации, руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлен, голова слегка опущена вниз. Закрыть глаза, расслабить лоб, брови и нарисовать в воображении картину отдыха, постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния расслабления надо постепенно.

Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длительным выдохом. Упражнения проводят в спокойной обстановке под релаксационную музыку в конце дня:

• «Тянем канат»: и. п. ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях как будто потянуть канат, сделать короткий вдох. Вернуться в и. п.

• «Поворот головы» стоя прямо, повернуть голову вправо и сделать короткий вдох. Вернуться в и. п.

• «Марш» прямо, руки вдоль тела. Поднять вверх правое колено и потянуть к нему левый локоть. Момент соприкосновения – короткий вдох. Вернуться в и. п. тоже с другой ногой.

Работа над голосом

Озвучивание дыхания- вдох через нос, выдох через рот с подключением голоса виде звукоподражания «шмелю», «ветру».

Работа над дикцией

Упражнения на дикцию и артикуляцию направлены на выработку умения правильно произносить звуки, что достигается с помощью скороговорок, которые важно произносить не столько быстро, сколько отчетливо:

• Королева Клара карала Карла за то, что Карл украл кораллы.

• Дал взятку – ты взятодатель, а взял взятку – ты взятковзятель.

Артикуляционная гимнастика для губ

«Жвачка». Делаем активные крупные жевательные движения.

«Почесывания». Начинаем с поочередных покусываний верхней и нижней губы с убыстрением темпа.

«Соломинка». Вдох через нос, пауза, выдох так, будто вы через соломинку пускаете пузыри в стакане с водой.

Публикации по теме:

«Ребёнок заикается». Консультация для воспитателей. Ребёнок говорил вполне нормально. И вдруг - заикание. Что же это такое? Почему? Эти вопросы возникают у родителей, воспитателей. А самое.

Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5–7 лет» Консультация для логопедов, воспитателей и родителей «Зрительные нагрузки при расходящемся косоглазии у детей 5 – 7 лет» Составитель: Полякова.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

План-конспект викторины по ПДД «Занимательные правила!» Мероприятие для воспитателей и помощников воспитателейПлан-конспект викторины по ПДД «Занимательные правила!» Мероприятие для воспитателей и помощников воспитателей План-конспект викторины по ПДД «Занимательные правила!» Мероприятие для воспитателей и помощников воспитателей. Оборудование: разрезные.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»
Опубликовано: 30 августа 2020 в 15:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД