Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»

Наталья Донцова
Консультация для воспитателей «Технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребёнок изначально

талантлив и даже гениален, но его

надо научить ориентироваться в

современном мире, чтобы при

минимуме затрат достичь

максимум эффекта.

Г. С. Альтшуллер.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у дошкольников.

Публикация «Консультация для воспитателей „Технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Идея создания этой теории принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру. Главная ее идея заключается в том, что изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения и логического мышления.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.

Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ, где дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Авторы исходят из того, что именно умение разрешать эти противоречия — ключ к развитию творческого мышления.

В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Характерная особенность современной методики математического развития – это применение технологий, эффективно развивающих интеллектуальные и творческие способности ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности нестандартно мыслить, видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. ТРИЗ позволяет детям в игровой форме развивать с одной стороны такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковую активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ - игры такие как :

Младший возраст:

«Много – мало» (Формировать понимание относительности количества).

«Фигуры» (Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве).

«Где живёт?» (Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление).

«Волшебная верёвочка» (Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление).

Средний возраст :

«Что умеет делать?» (Учить называть действия предметов, развивать умение, развивать арифметические действия, логическое мышление).

«Чем был - чем стал?» (Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда).

«Раньше - позже» (Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем).

«Волшебный светофор» (Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь).

«Теремок» (Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).

Старший возраст:

«Чем был - чем стал?» (Учить детей определять линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь).

«Раньше - позже» (Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память).

«Волшебный светофор» (Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения).

«Теремок» (Отмечать похожесть и различия объектов. Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах).

Описание игр:

При ознакомлении с понятиями «много» - «мало» :

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей в огороде…

При уточнении понятия относительности размера:

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда стоит рядом кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

При уточнении понятия «цена», «стоимость» :

В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.

Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.

При ознакомлении с геометрическими фигурами:

На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.

Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

При закреплении геометрических форм:

В: Поиграем в игру. Я показываю геометрическую фигуру, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник.

Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное?

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…

«Где живёт?»

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года.

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

«Волшебная верёвочка» (при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки) :

В: Как можно использовать веревочку?

Д: Ей можно измерить все.

В: Например?

Д: Комнату, высоту дома, свой рост.

«Что умеет делать?»

В: Что может цифра «4»?

Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.

В: Что может треугольник?

Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.

В: Что может знак «+»?

Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

«Чем был - чем стал?»

В: Было числом 4, а стало числом 5.

Д: 4+1=5

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

Д: 1

В: Было число 5, а стало3. Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

«Раньше-позже» :

В: Какая часть суток сейчас?

Д: День.

В: А что было раньше?

Д: Утро.

В: А раньше?

Д: Ночь.

В: А еще раньше?

При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра…

«Волшебный светофор» :

В: Цифра 5. Поднимает желтый кружок.

Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.

В: Цифра 5 служит единицей измерения. Поднимает красный кружок.

Д: Число 5 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах.

В: Цифра 5 действительно живет в современной арифметике. Поднимает зеленый кружок.

Д: дети составляют число 5 (1+1+1+1+1; 2+1+2; 3+2).

«Теремок» (при закреплении геометрических фигур) :

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Работу можно строить по цепочке, тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно усложнять. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются развивающие игры с кругами Луллия.

Что же такое «Круги Луллия» – это одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимающей психологическую и физическую напряженность, обеспечивающую восприятие нового материала, обобщение и закрепление пройденного.

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия, поэтому и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

На стержень нанизывается от 2 до 4 кругов разного диаметра. Сверху устанавливают указатель, ограничитель или стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов (для детей раннего возраста круг делят на 4 сектора). На секторах располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель работы с кругами Луллия:

Развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения

• Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

С помощью кругов Луллия можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников :

• учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

• закреплять счёт;

• учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

• закреплять состав числа из двух меньших чисел;

• учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;

развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

• На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний –

Дидактическая игра «Найди фигуры»

Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.

На нижнем кольце размещены изображения предметов (дом, снеговик, машина, неваляшка, тележка, пирамидка, шарики, ведёрко, которые состоят из геометрических фигур. А на среднем и верхнем кольце – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираете изображение предмета, затем совмещаете с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых состоит данный предмет.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур состоит дом?

Дети: Дом состоит из квадрата и треугольника.

Дидактическая игра «Кто соседи?»

Цель: учить называть последующее и предыдущее числа.

На трёх кольцах размещены цифры от 1 до 9. Вам необходимо стрелкой выбрать число на среднем кольце и с помощью цифр на верхнем и нижнем кольце найти «соседей» этого числа. Например, число 5, а его соседи 4 и 6.

Воспитатель : Число 7.

Дети: «Соседи» числа 7, 6 и 8.

• На развитие воображения, фантазии и творчества :

Дидактическая игра «Сочиняем задачи»(6-7 лет)

Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Воспитатель : На нижнем кольце размещены предметные картинки. Назовите, что на них изображено.

Дети: Мяч, машина, кукла, кубик, пирамидка, матрёшка, кегля, книга, шарик.

Воспитатель : На среднем кольце размещены цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, а на верхнем кольце цифры от 1 до 9. С помощью стрелки и передвижению колец необходимо определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показывает: шарик, +1, 6. Вы составляете задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?».

Дети: У Маши стало 7 шариков.

Воспитатель : дети, составьте задачу самостоятельно.

Типы заданий:

«Найти реальное сочетание» (Объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.)

«Объясни необычное сочетание» (Рассматривается случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняется необычность их взаимодействия.)

«Придумай фантастическую историю или сказку» (Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования, предложить сочинить фантастический рассказ или сказку.)

«Реши проблему» (В фантастических сказках с героями происходят разные истории, учить ребенка формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению.)

ТРИЗ технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 22 мая 2020 в 16:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Технология ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Донцова (УИ 424095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД