Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Народные игры. Их роль в развитии дошкольника»

Людмила Тарасова
Консультация для воспитателей «Народные игры. Их роль в развитии дошкольника»

Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».

Публикация «Консультация для воспитателей „Народные игры, Их роль в развитии дошкольника“» размещена в разделах

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

В настоящее время на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. К большому сожалению, очень многое из этого прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Во что и как играли наши деды и прадеды? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях. Для этого обратилась к истокам русской народной культуры.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к музыкальному и устному фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В детских садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, благодаря чему, у дошкольников формируются представления о древней русской культуре, его истоках, формировании. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками и, конечно же, с народными играми.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т. д.) И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны.

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции.

Народные игры позволяют решать следующие задачи:

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

- совершенствование певческих, танцевальных умений и навыков;

- развитие умений выполнять игровые образы;

- развитие творческой индивидуальности;

- развитие музыкального и эстетического вкуса;

- развитие всех психических процессов;

- формирование понимания красоты речи;

- формирование духовной сферы, патриотических чувств;

- развитие эмоциональной сферы;

- формирование физических качеств, здоровья;

- формирование коммуникативных качеств.

- приобщение к народной культуре, традициям.

Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок», «Сорока» и др., драматические («Заинька», «Дрёма» «И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Наши дети растут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками, но хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить - в танцах, песнях, играх - сохранится для потомков. Игра – это развивающая способности деятельность человека. Народные или традиционные игры относятся к обучающим и досуговым играм. Обучающие игры – это игры, проводимые по инициативе взрослого с образовательной и воспитательной целями. К досуговым играм относятся игры – забавы, игры – развлечения, празднично – карнавальные, а также театрально – постановочные. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к наследию прошлого.

Народные игры способствуют формированию универсальных родовых способностей (координация движений, произвольность поведения, символическая функция мышления).

В сюжетных играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений.

Руководя сюжетной игрой детей, педагог решает следующие задачи:

воспитание желания и умения совместно играть;

воспитание навыков коллективной игры;

воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Народные игры обладают широкими возможностями для формирования того двигательного поведения, которое приносит личное эстетическое удовлетворение (красивая походка, осанка, жесты) и не приносит неудобства другим людям, не беспокоит их.

Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели («Лабиринт», «В городок», «Лапта»). Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствие («Салки», «Веревочка», «День и ночь»). В ряде игр («Два Мороза», «Медведи и пчелы») от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает весь отряд или звено. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является стимулом для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение, выручки, умения помочь, объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе).

Обсуждение с детьми их поведения в играх – один из способов воспитания дисциплины, сознательных отношений между ними. Эти обсуждения могут проходить в разной форме, но во всех случаях важно, чтобы они были доброжелательными, чтобы в результате у детей возникло желание дружно играть. При проведении беседы воспитатель учитывает, чтобы требования к товарищу по игре сочетались с заботой о нем, с готовностью помочь. Обсуждение поведения детей в игре полезно и тогда, когда в группе есть дети эгоистичные, драчуны, грубо ведущие себя со сверстниками. В процессе беседы педагог обсуждает неправильное поведение ребенка, объясняет, почему так нельзя поступать.

В игре проявляются такие волевые качества, как

– ответственность,

– целеустремленность,

– настойчивость,

– упорство в преодолении трудностей.

Старший дошкольник умет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. Конечно, часто еще нужна помощь педагога, проявляющаяся в совете, одобрении, рассмотрении детских конфликтов.

Таким образом, рассмотрение работ известных фольклористов позволило утверждать необходимость использования народных подвижных игр в воспитании ребенка. В педагогической науке народная подвижная игра определяется как средство физического развития ребенка, его двигательных качеств, удовлетворения его потребностей в движении и развития интереса к двигательной деятельности. В ней заключен двигательный опыт народа, ценности, выработанные в ходе развития общества. Своеобразие содержания народных подвижных игр, отражающего быт, традиции и дух народа, ее эмоциональность, образность, динамичность, позволили нам рассматривать народную подвижную игру как средство развития самостоятельной двигательной активности. Широкое включение разнообразных её видов в содержание двигательной деятельности будет способствовать накоплению двигательного опыта у детей дошкольного возраста. Простота ее структуры, динамичность, противоположность действий, эмоциональность, образность содержания, включение всех видов фольклора (считалок, жеребьевок, попевок, дразнилок, зазывалок, песен) развивают интерес к двигательной деятельности, стимулируют её, тем самым способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении. В ней ребенок легко осваивает способы самоорганизации. Эти выводы доказывают правильность выбора в нашем исследовании средств, которые способствуют развитию физической культуры дошкольника.

Игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. Эти игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников : на занятиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей, при проведении праздников, развлечений в детском саду и семье.

Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью многих игр является реализация развлекательной функции : шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями и жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.

Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции. Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.

Организация педагогического процесса в соответствии с ФГОС предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы.

Согласно ФГОС, основной формой работы с детьми является игра.

Игра является универсальным видом детской деятельности. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельностями, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры (наблюдение, образовательная деятельность, двигательная деятельность — все это может проходить в игровой форме).

Приведу пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса» - реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры — это уже реализация образовательной области «Коммуникация». Затем реализуется такая область как «Физическая культура». Дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Музыка».

На этом примере была показана интеграция образовательных областей при самой игровой деятельности.

Игра является способом интеграции образовательных областей. Любая образовательная деятельность проходит в игровой форме. В результате работы дети становятся более активными на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети с более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его коммуникативных качеств и социализации как члена общества.

Таким образом, участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Но! Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная форма работы, которая позволяет нам, педагогам, осуществить интеграцию содержания и задач всех образовательных областей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей и воспитателя, происходит постоянное и непрерывное познавательное развитие дошкольников.

Прикреплённые файлы:

rol-narodnoi-igry_9fkne.ppt | 18253 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Народные игры. Их роль в развитии дошкольника»
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 22:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД