Елена Смирнова
Консультация для воспитателей «Опыты и эксперименты в повседневной жизни» (сравнение свойств песка и глины)
▼ Скачать + Заказать документы
«Опыты и эксперименты в повседневной жизни»
(сравнение свойств песка и глины)
Экспериментирование в лаборатории обязательно нужно связывать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях. Ответы детей вы можете использовать и для диагностики. Например, дети в результате опытов узнают, что глина липкая, а песок рыхлый. Но как применить эти знания на практике? Как они могут помочь понять окружающий мир? Достаточно обратить внимание на то, что происходит в песочнице или в обычной луже. Правда, для этого детям понадобится помощь взрослого. Можно предложить им вместе поискать ответы на вопросы: «Почему в одних местах лужи не высыхают в течение всего дня, а в других вода исчезает сразу после дождя? Почему дорожки посыпают песком, а не глиной? Почему в песочницы насыпают песок, а не глину? Почему в одном месте лужи образуются, а в другом - нет?»
Публикация «Консультация для воспитателей „Опыты и эксперименты в повседневной жизни“ (сравнение свойств песка и глины)» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Для ответа на эти вопросы можно взять образцы и изучить их в лаборатории. Результаты исследований покажут, что находится на дне лужи – песок или глина.
На другой прогулке можно проверить свойства песка в песочнице – полить его водой, попробовать слепить куличики из сухого и мокрого песка, пересыпать из ведерка в ведерко сухой и мокрый песок и определить разницу между ними. Если судить по результатам опытов в лаборатории, глина должна отлично прилипать к обуви и оставлять следы. Действительно, липнет и не только к обуви! И пусть во время исследований испачкана одежда, зато лабораторные опыты подтверждены практикой!
Приведем несколько примеров.
Опыт 1. Материалы и оборудование: образцы песка и глины в стаканчиках или неглубоких емкостях, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы.
Все это можно разместить на небольшом подносе. У каждого ребенка должно быть личное «дерево». Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный). Глину лучше взять природную, т. к. имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам. Как определить, что у вас в руках именно глина, а не суглинок? Возьмите немного земли и попытайтесь скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, которая легко сгибается в кольцо, - глина настоящая. Это важно, т. к. в природе глина и песок часто бывают перемешаны в разных пропорциях, и их смесь не даст желаемых результатов во время опытов.
Дети берут стаканчик с песком и аккуратно насыпают небольшое количество песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. Затем они пробуют высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
Вывод: песок рыхлый, в отличие от глины.
Как связать с повседневной жизнью? После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется? Предложите детям пройти в сапогах по песчаной и по глинистой дорожке. Какую грязь легче отмыть? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее отмывалось – песок или глина? Насыпьте сухой песок в пластиковые бутылки разного размера, предварительно сделав в крышках дырочки разного диаметра. Предложите дошкольникам, постепенно высыпая песок, сделать различные рисунки на темной земле. Почему вы взяли именно песок, а не глину?
Опыт 2. Материалы и оборудование: песок, глина, лупы.
С помощью увеличительного стекла дети рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые – в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие – что нет, не нужно их ни в чем разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели зернышки песчинок.
Затем они рассматривают комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Глина чем-то похожа на пластилин. Если в лаборатории есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше, чем песчинки.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Как связать с повседневной жизнью? Предложите дошкольникам пройти по песчаной и по глинистой дорожке. Какую грязь легче удалить с обуви – песок или глину? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что легче отмывалось – песок или глина?
Опыт 3. Материалы и оборудование: палочки, стаканчики с глиной и песком.
Дети пробуют «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной, представляя, что сажают маленькие деревца. В чем легче закрепить палочку? Сухая глина твердая, палочку воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому в песок ее воткнуть легче. (Песок рыхлый).
Вывод: воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Как связать с повседневной жизнью? При посадке растений воспитатель обращает внимание детей на то, в какую почву они сажают деревья, кустарники и т. п.
Опыт 4. Материалы и оборудование: вода, стаканчики с песком и глиной.
Дети наливают небольшое количество воды в стаканчик с песком, трогают его. Каким стал песок? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Дети пробуют «посадить» палочку в мокрый песок и отвечают на вопрос, в какой песок она легче входит – в сухой или мокрый. Затем наливают немного воды в стаканчик с глиной, следят, как впитывается вода: быстро или медленно. (Медленно, медленней, чем в песок). Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Дети сажают «деревце» во влажную глину и выясняют, что в мокрую глину воткнуть палочку легче, чем в сухую.
Вывод: во влажную глину сажать растения легче.
Как связать с повседневной жизнью? Воспитатель напоминает, что когда люди сажают растения на грядки или деревья в парках, садах, они поливают землю, если та сухая. Дети исследуют участки, на которых после дождя скапливается вода, и подолгу стоят лужи, выясняют, где чаще появляются лужи – на песке или на глинистой почве.
Предположения можно проверить на примере участка детского сада.
Опыт 5. Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной, весы.
Дети берут в одну руку емкость с сухим, в другую – с мокрым песком и выясняют, что тяжелее, обсуждают результаты. Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы.
Вывод: среди песчинок сухого песка прячется легкий воздух, а во влажном песке его место занимает более тяжелая вода.
Как связать с повседневной жизнью? Обратите внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок?
Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка, взвесить сухой и мокрый песок из песочницы. Что означает выражение «строить замки на песке»?
Опыт 6. Материалы и оборудование: влажная глина, влажный песок.
Дети лепят из влажной глины длинную колбаску, шарики. Можно представить, что они лепят дождевых червячков. Затем пробуют создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску, червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если кто-то из ребят все-таки сумел сделать шарики, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с ними, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или из мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите их внимание на то, что если налить много воды, получится не тесто для куличей, а «каша-малаша». Правда, и с ней приятно повозиться.
Вывод: глина лепится, прилипает хорошо, а песок – нет
Как связать с повседневной жизнью? Предложите детям пройти сначала по влажному песку, затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает? Во время прогулок обращайте внимание детей на участки с песком в сухую погоду и после дождя. Пусть они слепят куличи из сырого и сухого песка, глины, нарисуют палочками картины на песчаных и глинистых участках.
Очень важно, чтобы опыты послужили толчком к размышлению. Поэтому взрослый не дает сразу готовый ответ, а предлагает подумать и порассуждать. Ведь гораздо интереснее проверить свои предположения самому во время опытов. Как правило, перед проведением опыта дети высказывают свои предположения, что произойдет, если… (если опустим кусочек льда в воду, если подуем на воду через трубочку и т. д.). Педагог не исправляет и не комментирует ответы, а предлагает проверить свои гипотезы в процессе эксперимента. В заключение дети подводят итог: чье предположение оказалось правильным.