Светлана Пархоменко
Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми по ПДД в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучая детей правилам дорожного движения в ДОУ, необходимо использовать все доступные формы и методы работы.
Чтобы уберечь детей от трагических последствий транспортных происшествий, необходима серьезная и длительная работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация работы с детьми по ПДД в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязнь на улицах, так как чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке. Поэтому главной задачей является развитие у детей самостоятельности и ответственности. Больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта поведения на дорогах через организацию различных видов деятельности.
В работу должны быть включены все участники образовательных отношений: воспитательи – родители – дети. Это беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, театрализованная деятельность детей по сказкам и сценариям, занятия, настольные, дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, видеозаписей, открытых занятий, совместных мероприятиях с родителями.
Работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах начинается с младшей группы. Даются первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Дети знакомятся с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. В этом возрасте целесообразно уделять внимание общей ориентировке в различных ситуациях и т. д.
В средней группе усложняем, знакомим детей с более сложными понятиями. Особое внимание следует обратить на восприятие и отличие предметов и понятий: дорожные знаки, регулируемый перекресток, двустороннее движение. Объясняются правила поведения пешеходов.
В старшем дошкольном возрасте запас определенных знаний по ПДД необходим ребенку как основа, того что будет им в дальнейшем закреплено в школе. Следует сместить акценты на формирование самостоятельного и ответственного поведения на дорогах, умение правильно ориентироваться в проблемной ситуации. Ребенок способен поставить цель, принять решение, поменять план действия, исполнить его, оценить свой результат.
Для формирования устойчивых знаний и прочих навыков культурного поведения на улице, в транспорте, в детском саду проводятся специальные занятия по разработанному перспективному плану, блоки знаний по развитию речи и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, наблюдения за пешеходами, транспортом, работой светофора и обсуждения с детьми интересных ситуаций. В старшей группе проводятся экскурсии по улицам, прилегающим к детскому саду. В группах воспитатели создают проблемные ситуации: на планшетах, схемах.
В каждой возрастной группе необходимо иметь подбор дидактических, настольных игр, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. Под руководством воспитателя дети и родители изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, делают подарки для малышей, своим сёстрам и братьям.
Большое значение в подготовке детей дошкольников имеет процесс диагностики знаний.
В процессе диагностики определяется способность детей использовать полученные знания в игровой деятельности, на прогулках, в решении проблемных ситуаций, в условиях общения с дорогой. И главное - это оказание педагогической помощи детям, имеющим проблемы в освоении теоретического материала.
Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.
Нельзя забывать, что в каждой группе ДОУ имеются дошкольники, входящие в "группу риска".
Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками
новые педагогические технологии:
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
-интерактивный опрос;
-коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Примерная тематика занятий с дошкольниками
"Дорога в дошкольное учреждение".
"Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".
"Предвидение опасности на улицах".
"Виды транспортных средств".
"Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".
"Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги".
"Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".
"Виды и сигналы светофоров".
«Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра")».
"Дорожные знаки для пешеходов".
"Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей".
Знания, полученные детьми, закрепляются в досугах и развлечениях, в которых участвуют взрослые и дети.
Непосредственное восприятие транспорта, поведение пешеходов, дорожных ситуаций обеспечивают экскурсии.
Во время экскурсии следует предусмотреть:
-самостоятельное наблюдение (или при помощи воспитателя,
-гипотезы, предположения, почему участники дорожного движения ведут себя соответственно,
-игровые упражнения «Что было бы, если бы…»
-выводы, заключения о целесообразности соблюдения ПДД, соблюдения культуры поведения,
-игры,
-практическая деятельность на закрепление полученных знаний в группе или на участке.
Таким образом, на экскурсиях, также как и на занятиях, решаются развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Основными методами в экскурсии являются наблюдение, беседы, решение проблемных задач.
Содержание работы по формированию безопасного поведения на улицах органично включается в различные виды деятельности дошкольников без увеличения учебной нагрузки. Знания, полученные детьми на занятиях, экскурсиях, в играх отражаются в рисунках и поделках, в проведенных ежегодно конкурсах на лучший рисунок в совместной работе с родителями.
Работа, проводимая с детьми в детском саду, не даст желаемых результатов без работы с родителями.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших в выработке стойкой привычке, как вести себя в соответствии с ПДД – главный фактор в воспитании дисциплинированного участника дорожного движения. К сожалению, многие родители не осознают своего значения в воспитании у детей культуры поведения на дорогах, формирование устойчивых умений и навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализ встреч и анкетирование родителей показал, что большинство опрошенных родителей считают необходимым обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, и проводить эту работу в школе и детском саду.
Научить ребенка остаться живым и здоровым должны мы, взрослые.