Папки-передвижки

Консультация для воспитателей по ОБЖ «Работа с дошкольниками по формированию основ безопасности»

Галина Бухтерева
Консультация для воспитателей по ОБЖ «Работа с дошкольниками по формированию основ безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы

Безопасность — это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I "О безопасности").

Безопасность бытовая (см. :Безопасность жизнедеятельности) — состояние защищенности человека (как биологического существа) от негативных воздействий, способных нанести ущерб его организму.

Публикация «Консультация для воспитателей по ОБЖ „Работа с дошкольниками по формированию основ безопасности“» размещена в разделах

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности.

Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями. Между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практико-ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

До введения ФГТ понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

Охрана жизни и здоровья детей

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

После введения ФГТ. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Содержание образовательной области “Безопасностьв ДОУ направлено на достижение целей:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

через решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Для решения поставленных целей коллективом ДОУ разработаны следующие направления:

- определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

- разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;

- разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;

- разработать систему планирования;

- обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.

Блоки работы с детьми.

Работу с детьми построили по следующим блокам:

1. Бережём своё здоровье.

Ценности здорового образа жизни Навыки личной гигиены Поговорим о болезнях

Врачи - наши друзья О роли лекарств и витаминов Изучаем свой организм

2. Безопасный отдых на природе Бережное отношение к живой природе Ядовитые растения и грибы

В природе все взаимосвязано Правила поведения на природе Контакты с животными и насекомыми Первая помощь

3. Безопасность на дорогах города Устройство проезжей части

“Зебра”, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей О работе ДПС (дорожно-патрульная служба)

Правила поведения в транспорте

4. Семейное благополучие Взаимная забота и помощь в семье Осторожно! Чужой!

Если ты потерялся Осторожно! Электроприборы Огонь - это очень опасно Правила поведения при пожаре Конфликты и ссоры между детьми

Чтобы выстроить систему работы с детьми по данной образовательной области нам предстояло на основе целей и задач, оформленных в ФГТ разработать содержание образования. Но с выпуском “Примерной ООП ДО Детство” содержание образования более детализировалось в соответствии с возрастом детей.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания

безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Мы провели анкетирование родителей и получили следующие результаты.

Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе?

Да-(16%, нет-(84%)

Могли избежать опасности, зная о последствия могли бы, по мнению родителей, 60%, 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить. 88% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т. д., 12% родителей оставляют этот вопрос без внимания.

Все родители стараются объяснять детям какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми.

Не знают ПДД 5% детей, остальные 95% знают как и где правильно переходить дорогу. 12% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 88% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.

Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 80% родителей (похвала словом). 20% - не поощряют детей.

На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 48% ответили -“всегда”, “часто”- 45% респондентов, 8%-“иногда”.

Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 98% родителей, 2 %-считают это бесполезным.

Наиболее актуальными темами по ОБЖ родители считают:

Ребенок и незнакомые люди-81%

Ребенок дома-65%

Ребенок и природа -60%

Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка -45%

Ребенок и дорога - 80 %

Ребенок и огонь 66%

Ребенок и животные 61%

93% родителей готовы принимать участие в обсуждении тем и проведении различных мероприятий на закрепление навыков безопасного поведения, 7 % опрошенных предпочли оставаться безучастными.

Затем разработали план мероприятий с участием педагогов и родителей, медицинских работников с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Для этого в групповых помещениях мы организовали специальную предметно - развивающую среду.

В некоторых группах выделены специальные центры (уголки) безопасности.

Созданы макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофорами, разными видами наземного транспорта, куклами для обыгрывания ситуаций. Также в группах имеется богатый наглядно - демонстрационный материал “Здоровый ребёнок”, “Малыши - крепыши”, “Как избежать опасности”, “Если малыш поранился”, “Осторожно! Огонь”, план-схема территории, в которой находится детский сад и где живет большинство детей, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для разнообразных детских игр, плакаты по ОБЖ - “Если ты потерялся на улице”, “Внимание! Дорога”, “Пожарная безопасность для дошкольников”, “Права ребёнка” и другие.

Педагоги образовательного учреждения должны быть компетентными в вопросах формирования у дошкольников опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе, иметь представление и применять на практике современные педагогические технологии.

Одной из годовых задач прошлого учебного года была задача: “Совершенствовать взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к ЗОЖ и формированию основ собственной безопасности”.

В рамках решения годовой задачи педагогами разработаны проекты; подобраны картотеки по ознакомлению детей с ОБЖ; картотеки художественного слова; анкеты, консультации, памятки для родителей в данном направлении работы.

Наши малыши усваивают основы ЗОЖ, правила безопасного поведения дома, на городской улице, в природе на занятиях и в игровой деятельности, умеют творчески подходить к решению проблем.

Детский сад поддерживает тесную связь с Пожарной частью, проводя совместные мероприятия. В прошлом году приглашали на педагогическое мероприятие “Служба спасения” в качестве членов жюри сотрудников ПЧ, Мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.

Разработан план совместных мероприятий с библиотекой на текущий учебный год, а также со школой

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Поэтому педагоги вдумчиво и рационально организуют развивающее пространство в соответствии с принципами и требованиями, предъявляемыми к организации предметно-развивающей среды (С. Л. Новосёлова, В. А. Петровский).

Но вместе с тем мы каждый центр в группе обозначили своим значком в соответствии с видом деятельности, дополнительно на значке знаковые символы, которые обозначают охрану здоровья, о чём должен знать ребёнок, играя или занимаясь в определённом центре (ухо, глаз, нос, сидеть прямо, громко не разговаривать, также символ половой принадлежности и количественное (числовое обозначение).

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения :

это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом.

это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту; это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения;

знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место;

возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами;

знает, что дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность);

как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой; умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);

обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);

оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;

выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;

проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце;

элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки; оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью, приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Презентация.

Литература.

1. Смирнов, А. Т., Мишин, Б. И., Васнев, В. А. Основы безопасности жизнедетельности. / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - М. : Просвещение, 2007.

2. Хромцова,Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

/ Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.

4. Лукина, Л. И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. /Л. И. Лукина. // Управление ДОУ, № 4,2007. - С. 33-40.

5. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Из-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,2010. -

6. Билибенко, Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. / Г. Г. Билибенко. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя»Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя» Составила и изготовила воспитатель МКДОУ –детский сад № 22 г. Сегежа «Аленький цветочек» Матвеева Т. В. Цель: Формирование основ безопасности.

Отчёт о реализации долгосрочного проекта по формированию основ безопасности у детей второй младшей группы 3–4 летОтчёт о реализации долгосрочного проекта по формированию основ безопасности у детей второй младшей группы 3–4 лет ВИД проекта: долгосрочный; УЧАСТНИКИ проекта: дети и их родители, воспитатель группы; ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ проекта: с сентября 2018 года по.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить»Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Проект по формированию основ пожарной безопасности «Чем пожар тушить, легче его предотвратить» Актуальность проекта: Сколько лет огонь.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности: игра-квест «Юные пожарные»Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности: игра-квест «Юные пожарные» Сценарий досуга по формированию основ пожарной безопасности Игра-квест «Юные пожарные» Составили: Орлова Т. В. воспитатель подготовительной.

Сценарий кукольного спектакля по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Сундучок с секретом» Кукольный спектакль для детей Действующие лица:[/b Ведущий 2 злодея в масках (взрослые) Мышка Лягушка Ёжик Лиса Волк Медведь Полицейский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по ОБЖ «Работа с дошкольниками по формированию основ безопасности»
Опубликовано: 10 июля 2020 в 14:54
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей по ОБЖ «Работа с дошкольниками по формированию основ безопасности»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бухтерева (УИ 1890726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД