Получи документы

Консультация для воспитателей «Работа над звуковой стороной речи в условиях детского сада»

Наталья Арсеньева
Консультация для воспитателей «Работа над звуковой стороной речи в условиях детского сада»

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Публикация «Консультация для воспитателей „Работа над звуковой стороной речи в условиях детского сада“» размещена в разделах

Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

-исчезает смягченное произношение согласных,

-многие звуки произносятся более правильно и четко,

-исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «Т» и «Д»,

-исчезает замена шипящих звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ч» свистящими «С», «З», «Ц».

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить звуки «Л», и «Р».

Работа по воспитанию звуковой культуре речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

Последовательность работы, которая опирается на возрастную последовательность овладения ребенком звуками (в онтогенезе):

Гласные: И, Ы, У, Э,О,А

Губно-губные: М, П, Б

Губно-зубные: В, Ф

Переднеязычные: Н, Д, Т, З, С

Заднеязычные: К, Г, Х

Йотированные: Ё, Ю, Я, Е

В средней группе основное внимание уделяется отработке переднеязычных небно-зубных Ш, Ж, Щ, Ч, Р и зубного Л.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1 этап: Подготовка артикуляционного аппарата.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В средней группе в организованной образовательной деятельности используется следующий комплекс упражнений, который также вы можете выполнять вместе с детьми дома перед зеркалом:

1. «Улыбка» (губы растянуть в улыбке, зубы не видны).

2. «Заборчик» (губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены).

3. «Трубочка» (вытягивание губ вперед)

4. «Улыбка» - «Трубочка».

5. «Блинчик» (открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

6. «Иголочка» (узкий язык).

7. «Блинчик» - «Иголочка».

8. «Спрячь язык» (положить широкий язык на нижнюю губу, затем поднять за верхние зубы, рот открыт).

9. «Качели» (чередование движений языка вверх-вниз).

10. «Змейка» (чередование движений: отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам).

2 этап: Уточнение произношения изолированного звука

На этом этапе в организованной образовательной деятельности используются следующие игры:

1. «Кто, как поет песенку».

Песенка молоточка – т-т-т.

Песенка дятла – д-д-д,

Песенка дождика – к-к-к,

Песенка гуся – г-г-г.

2. «Допой песенку». (на каждый звук)

Пиро-г-г-г, сапо-г-г-г, творо-г-г-г.

3 этап: Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

На этом этапе в организованной образовательной деятельности используются следующие игры. Например, отработка звука «к» в слогах:

1. «Эхо».

Рубаш-ка-ка-ка, высо-ко-ко-ко….

2. «Кто как кричит?»

Курица – ко-ко-ко,

Кукушка – ку-ку-ку,

Петух – ку-ка-ре-ку,

Лягушка – ква-ква-ква.

3. Чистоговорка.

Ка-ка-ка – бежит река,

Ко-ко-ко – вижу далеко,

Ку-ку-ку – сидит кукушка на суку.

Отработка звука «к» в словах, во фразовой речи:

1. Загадки, в которых отгадки начинаются на изучаемый звук.

2. Проговаривание слов с изучаемым звуком с использованием предметных картинок.

3. Заучивание стихотворения.

Публикации по теме:

Доклад «Игры с песком в условиях детского сада» Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниа-тюрную.

Формирование речи ребенка в семье с билингвизмом в условиях детского сада. В последние десятилетие общество сопряжено со значительной миграцией населения в связи с геополитическим и экономическими проблемами. Глобализация.

Консультация для воспитателей детского сада на тему «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста». Согласно Федеральному.

Консультация для воспитателей «Создание условий для игр с песком в группе и на участке детского сада» Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить.

Методическая неделя «Развитие речи в условиях семьи и детского сада» Методическая разработка старшего воспитателя: Ганюковой В. М. МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка» Методическая неделька. Тема: «Развитие речи.

Развитие речи и формирование интереса к книге в условиях детского садаРазвитие речи и формирование интереса к книге в условиях детского сада В условиях реализации ФГОС в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Современный ребенок мало времени проводит.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Форма проведения: семинар –практикум Цель: Раскрытие.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

Методическая неделя «Развитие речи в условиях семьи и детского сада» Методическая разработка старшего воспитателя: Ганюковой В. М. МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка» Методическая неделька. Тема: «Развитие речи.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Работа над звуковой стороной речи в условиях детского сада»
Опубликовано: 8 августа 2016 в 20:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД