Наталья Арсеньева
Консультация для воспитателей «Работа над звуковой стороной речи в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапнул). Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа над звуковой стороной речи в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
-исчезает смягченное произношение согласных,
-многие звуки произносятся более правильно и четко,
-исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «Т» и «Д»,
-исчезает замена шипящих звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ч» свистящими «С», «З», «Ц».
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить звуки «Л», и «Р».
Работа по воспитанию звуковой культуре речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Последовательность работы, которая опирается на возрастную последовательность овладения ребенком звуками (в онтогенезе):
Гласные: И, Ы, У, Э,О,А
Губно-губные: М, П, Б
Губно-зубные: В, Ф
Переднеязычные: Н, Д, Т, З, С
Заднеязычные: К, Г, Х
Йотированные: Ё, Ю, Я, Е
В средней группе основное внимание уделяется отработке переднеязычных небно-зубных Ш, Ж, Щ, Ч, Р и зубного Л.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
1 этап: Подготовка артикуляционного аппарата.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
В средней группе в организованной образовательной деятельности используется следующий комплекс упражнений, который также вы можете выполнять вместе с детьми дома перед зеркалом:
1. «Улыбка» (губы растянуть в улыбке, зубы не видны).
2. «Заборчик» (губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены).
3. «Трубочка» (вытягивание губ вперед)
4. «Улыбка» - «Трубочка».
5. «Блинчик» (открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).
6. «Иголочка» (узкий язык).
7. «Блинчик» - «Иголочка».
8. «Спрячь язык» (положить широкий язык на нижнюю губу, затем поднять за верхние зубы, рот открыт).
9. «Качели» (чередование движений языка вверх-вниз).
10. «Змейка» (чередование движений: отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам).
2 этап: Уточнение произношения изолированного звука
На этом этапе в организованной образовательной деятельности используются следующие игры:
1. «Кто, как поет песенку».
Песенка молоточка – т-т-т.
Песенка дятла – д-д-д,
Песенка дождика – к-к-к,
Песенка гуся – г-г-г.
2. «Допой песенку». (на каждый звук)
Пиро-г-г-г, сапо-г-г-г, творо-г-г-г.
3 этап: Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
На этом этапе в организованной образовательной деятельности используются следующие игры. Например, отработка звука «к» в слогах:
1. «Эхо».
Рубаш-ка-ка-ка, высо-ко-ко-ко….
2. «Кто как кричит?»
Курица – ко-ко-ко,
Кукушка – ку-ку-ку,
Петух – ку-ка-ре-ку,
Лягушка – ква-ква-ква.
3. Чистоговорка.
Ка-ка-ка – бежит река,
Ко-ко-ко – вижу далеко,
Ку-ку-ку – сидит кукушка на суку.
Отработка звука «к» в словах, во фразовой речи:
1. Загадки, в которых отгадки начинаются на изучаемый звук.
2. Проговаривание слов с изучаемым звуком с использованием предметных картинок.
3. Заучивание стихотворения.