МААМ-картинки

Консультация для воспитателей детского сада на тему «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста»

Людмила Лактионова
Консультация для воспитателей детского сада на тему «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей детского сада на тему : «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования : овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Публикация «Консультация для воспитателей детского сада на тему „Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Целевой ориентир ФГОС ДО предполагает, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

На решение указанных задач ФГОС ДО направлена реализация «Программы развития речи дошкольников» и её методическое обеспечение. Взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Диалогическая речь является первичной естественной формой языкового общения, она состоит из обмена высказываниями. Кроме того, черезвычайно важны такие спутники диалогической речи, как мимика и жест. На основе диалогической речи происходит активное овладение фонематическим, лексическим и грамматическим строем родного языка.

Чтобы решить конкретные речевые задачи я применяю в своей практике использование образовательной ситуации на основе текстов русских народных сказок.

Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения дошкольников пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную работу, развивать у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности.

Пересказ оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольника, который учится владеть родным языком, приобщается к подлинно художественной речи. Известно, что в процессе овладения пересказом активизируется образное мышление дошкольника, стимулируется творческое воображение; ребёнок учится находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким образом, совершенствуются все стороны речи: лексическая, грамматическая, фонематическая, а также интенсифицируется процесс овладения языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чувства ребёнка, его эмоциональное и эстетическое переживание и расширение словарного запаса, так как работа над пересказом обеспечивает многократное повторение нового слова в различных вариантах: вслед за воспитателем, в ответах на вопрос, непосредственно при пересказе. На занятиях по пересказу дети приучаются к умственному труду, формируется умение усваивать речевые образцы.

Традиционная образовательная ситуация по обучению дошкольника пересказу содержит следующие этапы.

I. Вводная беседа – подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия произведения, прослушивание отрывка музыкального произведения, рассматривание иллюстрации, оживление личного опыта.

II. Первичное рассказывание сказки воспитателем без нацеливания на прослушивания на последующий пересказ с целью обеспечения свободного восприятия. Иллюстрирование сказки фигурками на наборном полотне усиливает воздействие текста и активизирует внимание детей.

III.

Беседа по сказке с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения, активной подготовке к пересказу. В ходе беседы взрослый объясняет значение новых и непонятных слов, выборочно зачитывает отрывки – песенки, диалоги, характерные повторы текста, проводит работу над диалогами, в часности, над интонированием речи разных персонажей. Главным методическим приёмом в беседе выступают вопросы воспитателя. Для того, чтобы дети могли проявить творческую активность, вопросы воспитателя должны направлять их мысль на центральные моменты повествования. (Иногда вопросы бывают очень конкретны, отчего дети теряют интерес, или сложны для дошкольников, поэтому воспитатель должен отнестись к этому этапу работы с должным пониманием). Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями воспитатель стремится сосредоточить внимание детей на содержании сказки, добиваться, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев. Поскольку речевая практика детей на занятиях по пересказу строится на языковом материале прочитанного произведения, воспитатель различными приёмами привлекает внимание детей к определённым словосочетаниям, оборотам речи, ритмическим особенностям текста. Он побуждает детей к повторению тех или иных предложений, то есть к следованию языковым образцам. В процессе такой работы дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи. Дети приобретают первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.

IV. Повторное рассказывание сказки воспитателем, суммирующие результат разбора.

V. Пауза для обдумывания сказки и подготовки детей к пересказу.

VI. Пересказ сказки одним или несколькими детьми или пересказ по ролям. (На начальном этапе воспитатель может использовать совместный или отражённый пересказ, пересказ по частям, коллективный пересказ, указание, подсказку-напоминание.)

VII. Оценка работы детей. Отметив и положительные моменты, и недостатки, взрослый обязательно должен похвалить детей, поощрить их старания. Данный этап является важным методическим приёмом, которым нельзя пренебрегать ни родителям, ни педагогам. В работе с детьми старшего возраста можно использовать приём» вхождения в образ». Для этого детям задают вопросы : «Правильно ли поступил герой сказки? Как вы думаете, о чём он думал в это время? А как бы вы поступили на его месте? Что бы вы ему посоветовали?»

На следующий после пересказа сказки день или через несколько дней можно заняться с детьми инсценированием сказки. Это может быть театрализованное представление или игра -драматиз ация. Можно также разыграть сказку в настольном или плоскостном театре. С детьми необходимо заранее разучить роли, отрепетировать диалоги, поупражняться в интонировании речи персонажей. В театрализованном представлении широко используются костюмы, декорации и другие атрибуты, которые могут быть подготовлены в совместной деятельности воспитателя с детьми. Для усиления воздействия сказки рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, которое отбирается музыкальным руководителем, заранее прослушивается и обсуждается с детьми. Театрализованные игры, игры на тему прослушанных произведений проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации, самостоятельной переработки материала. Игры- драматизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной, монологической и диалогической речью. В роли ведущего в играх и представлениях на первых порах может выступать взрослый, который помогает распределить роли, подсказывает реплики, объясняет, как можно передать содержание сказки своими словами, как разместить декорации и др.

В своей работе по формированию навыка пересказа у детей дошкольного возраста, на основе текстов русских народных сказок, я использую старые книжки с иллюстрациями народных сказок, вырезав и наклеив их на картон у нас получается плоскостной театр. Отдельные фигурки могут служить для обыгрывания сказки на коврографе (тогда их необходимо снабдить «липучками») Для плоскостного театра фигурки следует прикрепить к длинным палочкам. Можно использовать объёмные фигурки для разыгрывания сказок в настольном театре.

Плоскостные картинки можно использовать для проведения разнообразных дидактических игр: «Из какой я сказки?», «Исправь ошибку», «Кто лишний?», «Четвёртый - лишний», «Будь внимательным», «Не зевай – по порядку называй»

А также с их помощью можно проводить литературные викторины. Из цветных иллюстраций к сказкам можно изготовить разрезные картинки.

Публикации по теме:

Формирование графомоторного навыка у детей дошкольного возраста Низкий уровень развития графомоторного навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму: низкий темп письма;.

Консультация для педагогов «Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада» Консультация для педагогов на тему: «Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада»Арт-терапия (от англ. art, искусство) — терапия.

Консультация для родителей и воспитателей детского сада «Сочиняем сказку сами» Консультация для родителей и воспитателей детских садов. «Сочиняем сказки сами» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок,.

Консультация для родителей и воспитателей «Виды музыкальной деятельности детей в ДОУ согласно ФГОС» Образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет огромное значение. Ранее её называли музыкальными занятиями. Дети овладевают.

Консультация для воспитателей «Формирование трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» На четвертом году жизни ребёнок ещё нуждается в помощи и уходе взрослых, воспитатель старается поощрять все проявления самостоятельности.

Консультация для воспитателей «Создание условий для игр с песком в группе и на участке детского сада» Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить.

Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет) Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и.

Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Первая часть. В зал входит 1-й ребенок: Не хочу больше в детский сад, надоело, не пойду туда. За ним идет 1-й взрослый: Нет, ты будешь.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста В дошкольный период формируются основы физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей детского сада на тему «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 июня 2016 в 11:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД