МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Екатерина Юдина
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №11

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Подготовила: учитель-логопед

Юдина Е. В.

Декабрь 2016г.

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. Поэтому так важно в раннем дошкольном возрасте уделить внимание на развитие неречевого слуха. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

С детьми проводятся игры, направленные:

- на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом ( действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;

- узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

- определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;

- определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;

- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Хорошо было бы прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудит услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.

Это такие игры:

«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);

«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);

«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).

Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами, определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.

Организуются такие игры:

«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);

«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);

«Звучащие коробочки» (ребенку предлагается прослушать звучание одинаковых коробочек с наполнителями в виде различных круп в определенной последовательности, после этого необходимо воспроизвести их звучание в заданной последовательности).

Игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность) :

«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);

«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

«Какой звук?» ( у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).

Игры на формирование умения слышать определенный звук:

«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);

«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу);

«Угадай» (ребенку предлагается повторить цепочку из 3-4-5 слов и назвать слово с заданным звуком «с» : зонт, шар, сыр, (жук, шум).

«Начало, середина, конец» (развитие фонематического слуха : научить ребенка распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м" : в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

«Выдели слово».

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись.»

Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)

- Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний - А.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.

Вариант: то же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Звуки по кругу»

Игра направлена на различения согласных по твердости и мягкости, глухости и звонкости. У ребенка карточки-символы, или карточки - картинки. Педагог подбирает картинки на отрабатываемые звуки, ребенок должен определить, какой это звук, твердый или мягкий, глухой или звонкий и положить в определенный домик

Игры на дифференциацию групп звуков:

«Не ошибись»детей на столах по 2 картинки. Картинку со звуком «с» (санки) надо положить справа, со звуком «ш» (шкаф) – влево);

«Найди свой домик» (педагог ставит на наборное полотно 2 плоскостных домика с окошками. На крыше одного домика – буква З, другого – Ж. Дети должны расселить животных, изображенных на маленьких картинках, в определенные домики в соответствии с изучаемыми звуками).

Игры на замену одного звука другим:

«Найди пару» : у педагога диск, в верхней части которого картинки. У детей предметные картинки, отличающиеся от приклеенных на диске только одним звуком. В центре диска двойная стрелка. Педагог ставит стрелку на одну из картинок, ребенок должен подобрать картинку, отличающуюся только одним звуком от предложенной, и назвать звуки, которыми отличаются слова; «Назови картинки» (детям предлагаются 2 картинки, отличающиеся одним звуком (ложки – рожки). Надо назвать этот звук.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Консультация для педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста» Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что.

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, к природе. Познавая природу ребёнок начинает.

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста 1,2 слайд. Я, Радостева Юлия Михайловна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» д. Извара.

Развитие фонематического слуха Зачем нужен фонематический слух. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы.

Развитие фонематического слуха с использованием игрового материалаРазвитие фонематического слуха с использованием игрового материала В дошкольном возрасте важны развитие и коррекция фонематического слуха (различение звуков в слове, определение их количества и последовательности).

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР 5–6 лет с использованием ИКТ «Характеристика звуков»Цель: учить детей давать характеристики звуков. Инструкция:«Произнеси данный звук, нажми на символы которые соответствуют.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста» Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 марта 2017 в 20:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Юдина (УИ 755967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД