Юлия Радостева
Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1,2 слайд.
Я, Радостева Юлия Михайловна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» д. Извара. Группа, в которой я работаю – это дети возраста 3-4 года т. е. 2-ая младшая группа.
3 слайд.
В 2006 году закончила Гатчинский педагогический колледж имени К. Д. Ушинского по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно – развивающего образования».
4 слайд.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В 2010 году получила диплом о высшем образовании в ЛГОУ имени А. С. Пушкина, факультет – специальной психологии. Мой педагогический стаж составляет 8 лет. Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, Я решила попробовать свои силы в муниципальном районом конкурсе «Воспитатель года».
Участие в конкурсе даст мне возможность самоутвердиться в роли воспитателя и повысить свой профессиональный рост. И значит не останавливаться на достигнутом, а покорять все новые высоты, узнавать новое и интересное и свои знания и умения передавать детям.
5 слайд.
Тема педагогической концепции звучит так: «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр и игровых упражнений»
Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
6 слайд
Развитие фонематического слуха у младших дошкольников помогает им овладеть правильным произношением и в дальнейшем предупредить появление грамматических ошибок при письме.
Важно не упустить сенситивный период для развития фонематического слуха, так как именно в детстве он закладываются и формируются, Уже в раннем возрасте ребенок начинает использовать «слово», как средство для общения.
Я считаю, развитие фонематического слуха у детей младшего возраста сложным и важным процессом, требующим много усилий со стороны педагога и родителей. (прочтение стихотворения)
7 слайд.
В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и
выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.
Даниил Борисович Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие».
8 слайд.
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
• узнавать наличие данного звука в слове;
• различать окружающие его звуки;
• различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
БАНКА-КАБАН НОС-СОН:
• различать слова, отличающиеся только одной фонемой СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.
Причинами нарушения фонематического слуха у младших дошкольников являются :
1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,
2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития и чем раньше родители и воспитатели выявят ошибки, допускаемые детьми в произношении, тем успешнее в дальнейшем они овладеют чтением и письмом в школе
9 слайд
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.
10 слайд
Реализация задач по развитию фонематического слуха осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
11,12,13,14,15 слайды
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи развития звуковой культуры речи на разных возрастных этапах постепенно усложняются. В работе по развитию фонематического слуха использую пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логоритмические упражнения, игры на звукоподражание, дыхательные игры. Отдельное внимание уделяю чтению народных песенок, потешок, чистоговорок, прибауток, сопровождаемые показом наглядного материала радуют ребёнка.
Я разработала перспективное планирование по формированию навыков звукопроизношения у детей во второй младшей группе детского сада. При составлении планирования, была проанализирована психолого-педагогическая литература, изучены вопросы развития речи детей данного возраста и составлен перспективный план и отработана вся необходимая литература с учётом содержания ООП ДОУ разработанной с учетом программы воспитания и обучения во второй младшей группе детского сада по М. В. Васильвой, в своей работе я использую последовательное уточнение и дифференциацию звуков у детей разных возрастных групп в течение учебного года по А. И. Максакова.
Так как дети тяжело воспринимают информацию на слух, я использую картинки по теме, иллюстрации сказок, пособия, изготовленные мною – живые картинки для игр инсценировок, для разнообразия видов игр использую волшебный кубик, речевые часы, волшебный сундучок, различные тренажёры для дыхательной гимнастики. Задания, направленные на развитие фонематического слуха, использую как в непосредственной образовательной деятельности, так и различных режимных моментах.
16 слайд
Для каждого ребёнка родители являются примером для подражания, поэтому многих трудностей можно избежать, если заниматься с ним не только в саду, но и дома.
Поэтому считаю важным аспектом своей педагогической деятельности заинтересовать и вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Работа с родителями содержит: беседы, консультации, родительские собрания, оформление информационно-родительского уголка.
17 слайд
Подводя итоги, можно сказать следующее:
игры по развитию фонематического слуха способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
18,19 слайд
Диагностика