Получи документы

Проект «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Олеся Орлова
Проект «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

ПРОЕКТ.

" Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений".

Разработала: Орлова О. С. ГБОУ Школа № 982.

1. Паспорт проекта.

1.1. Тема проекта : " Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений".

1.2. Автор: Орлова О. С.

1.3. Место работы: ГБОУ Школа № 982 (4).

Время проведения: 1 ноября - 1 декабря 2015 г.

2. Характеристика проекта.

Публикация «Проект „Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений“» размещена в разделах

2.1. Цели и задачи.

Цели: разработка комплекса игровых заданий по развитию фонематического восприятия; создание условий, необходимых для реализации проекта; подготовка наглядного материала, раздаточного материала, схем, фишек, мультимедийную презентацию; реализовать с детьми комплекс игровых заданий; заинтересовать педагогов и родителей детей в коррекционно-развивающем процессе; формировать у детей навыки фонематического восприятия анализа и синтеза с помощью наглядного материала; познакомить родителей с понятием фонематическое восприятие, дать рекомендации по его развитию в домашних условиях.

Задачи:

-формировать фонематическое восприятие на материале неречевых звуков

-учить различать силу, высоту и тембр голоса

-учить узнавать и различать не речевые звуки

учить различать слова близкие по звуковому составу

-учить различать слоги и фонемы родного языка

-обучать простым и сложным формам фонематического анализа

формировать навыки синтеза звука

формирование фонематических представлений.

2.2. Предполагаемые результаты.

Обучить родителей и педагогов конкретным приемам коррекционной и развивающей работы.

3. Актуальность проблемы.

Ребенок,имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научится понимать и говорить,должен постепенно усваивать артикуляционные движения, ритмико-интонационное оформление слов,фраз, различать произносимые звуки на родном языке,научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка. В процессе овладения системой фонем,важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В процессе звукопроизношения важное значение имеют:

слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата;

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит. Но и при нормальном слухе,у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артик. аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.

Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте.

Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.

У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие -ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы, и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.

Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие.

Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

4. Содержание и структура проекта.

4.1. Работа с родителями:

1. Сообщение в рамках родительского собрания " Фонематическое восприятие - определение, этапы развития.

2. Консультация " Развитие фонематического восприятия, игровые приемы".

3. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

4.2. Работа с педагогами.

1. Консультация " Фонетико фонематическое недоразвитие речи"

2. Практическое занятие "Игровые приемы по развитию фонематического восприятия"

3. Оформление и пополнение дидактического материала в группах.

4.3. Работа с детьми:

-подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию фонематического восприятия.

Этапы работы по развитию фонематического слуха.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинать работу можно с этого уровня. В презентации я подготовила образцы игр для воспитателей и родителей.

Первый этап работы.

На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном (шум машин, шелест листьев, гроза, шум поезда и т. д.) Слайд 8,9.

«Угадай что звучит»

Взрослый предлагает послушать,как звучат музыкальные инструменты. После того как дети запомнили названия игрушек, ставится ширма и за ней воспроизводить звучание предметов. Дети отгадывают, что звучало? Слайд 10.

«Угадай по звуку»

На столе предметы: стакан с ложкой,бумага, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания. Потом предметы находятся за ширмой, а дети отгадывают предмет. Слайд 11.

«Я самый внимательный»

По инструкции дети выполняют разные движения, соотнося их с различными звуками. На звук бубна дети должны поднять руки вверх, на звук колокольчика- вытянуть руки перед собой, а на звук барабана- развести их в стороны. Слайд 12.

Второй этап работы.

Игра : «Кто позвал?»

Ребенок по голосу узнает кто из детей его позвал. Слайд 13.

«Волк и зайцы»

Один ребенок- «волк», остальные «зайцы». «Волк» прячется и должен появится, услышав громкие сигналы (например бубен). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках- спокойно играют, при усилении громкости- настораживаются, при громких звуках –разбегаются. Слайд 14.

«Найди куклу»

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала

(колокольчик).

«Покажи звук»

Детям раздать по две карточки. На одной из них изображена короткая полоска, на другой- длинная. Взрослый колокольчиком или бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

Слайд 15.

«Кто самый внимательный»

Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, будь внимательней!»

- Возьми зайку и посади в грузовик

- Возьми зайку из грузовика

- Покатай грузовик

- Возьми кубик и положи в грузовик

- Возьми куклу и посади ее на стул

Слайд 16.

«Коробочки»

Ребенку предлагают послушать звучание шести коробок (2-х с манкой,2-х с горохом, 2-х с гречневой крупой). Далее,все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребенку предлагается потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки. Слайд 17.

«Солнышко или дождик»

Игру можно использовать на прогулках.

Взрослый: «Сейчас мы гуляем и светит солнышко, вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если вдруг начнется дождь, я буду стучать в бубен, а вы услышав стук, бегите домой. Слайд 18.

«Три медведя» .

Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей. Затем, рассказывая сказку о трех медведях,произносит реплики и звукоподражания то низким голосом,то высоким. Дети должны определить чей это был голос (большого мишки,среднего или маленького? Слайд 19.

Игра: «Тишина»

Дети, закрыв глаза,»слушают тишину». Через несколько минут(1-2 мин.)детям предлагается открыть глаза и рассказать,что они услышали. Слайд 20.

«Животные и их детеныши»

Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку. Слайд 21.

Третий этап работы.

«Твердый- мягкий».

Взрослый по очереди бросает мяч и произносит слоги с твердым звуком, а дети должны вернуть мяч произнося слог с мягким звуком. Слайд 23.

«Измени слово».

Взрослый произносит слова с парным глухим звуком, а дети заменяют его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот. Слайд 24.

«Четвертый лишний»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных. Слайд 25.

«Прочитай слово по цифрам»

На столе картинки с изображением разных предметов. Под каждой картинкой схема. Состоящая из букв и цифр, показывающих номер буквы в слове. Слайд 26.

«Цепочка слов»

Взрослый раскладывает 3 картинки и просит детей составить цепочку слов. Каждое следующ. слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: банан- носок - колодец. Слайд 27.

«Найди пару»

На какие звуки начинаются эти слова? Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки. Раскрась картинки. Слайд 28.

«Слушай и выбирай»

Взрослый выкладывает картинки, названия которых звучат похоже, например: рак, лак,мак,бак,сок,сук,дом,ком,лом,сом,коза,коса,лужи,лыжи,мишка,мышка,миска,халат,салат,ложки, рожки зуб, суп и т. д…Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет в названном порядке. Слайд 29.

«Доскажи словечко»

Взрослый читает стихи, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме. Слайд 30.

Четвертый этап.

«Найди лишний слог»

Взрослый произносит слоговой ряд, а дети определяют, какой лишний. Слайд 32.

«Выбери правильно»

Среди пяти- шести картинок ребенок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Например: Выбери только те картинки в названиях которых есть звук «А». Слайд 33.

«Одинаковые или разные слоги»

Взрослый определяет водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например «ка». Ребенок вслух повторяет его. Взрослый или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: ка- ка, ка- га или ва- фа, ва- ва и т. д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и взрослым, угадать,одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы контролировать детей, можно предложить поднять красный флажок, если слоги одинаковые, если разные- поднять белый. Слайд 34.

«Короткие или длинные слова»

Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит названия картинок, отхлопывая слоги. Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Слайд 35.

Пятый этап.

"Кто это?"

Комарик говорит ззз, насос качает ссс,жук жужжит жжж,тигр рычит ррр…. Взрослый произносит звук,а ребенок отгадывает,кто его издает. Слайд 37.

" Поймай звук"

Взрослый произносит ряды звуков,а ребенок хлопает в ладоши,когда слышит заданную фонему. Слайд 38.

" Угадай".

Детям раздают картинки с изображениями :

«Девочка плачет: а-а-а»

«Волк воет: у-у-у»

«Птичка поет: и-и-и»

Далее взрослый произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у,и-и-

и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Дальше игру можно усложнить.

1 вариант: Взрослый произносит звуки кратко;

2 вариант: Детям раздают вместо картинок символы гласных звуков

(по Ткаченко)

3 вариант: В ряд гласных а,у,и включают другие звуки, например

о,ы,э, на которые дети должны реагировать.

Аналогичная работа проводится по дифференциации согласных

фонем. Слайд 39.

" Найди место фишке".

Детям предлагают взять картинку, назвать ее, определить место заданного звука в слове (начало,середина,конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме). Слайд 41.

«Новоселье»

Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством окошек. Слайд 42 .

«Слово рассыпалось»

Произносятся три звука, например: Д, О,М.

Дети, которые знают буквы, составляют слово - ДОМ. Слайд 43.

" Четвертый лишний"

Назови, что нарисовано. На какой звук оканчивается каждое слово? Какой предмет в каждом ряду лишний? Слайд 44.

" Три звука".

Выбери картинку, в названии которой 3 звука. Потом игру усложняем доводим до 4,5,6 звуков. Слайд 45.

«Гласные звуки играют в прятки»

Дети находят гласные звуки в трехзвуковых словах. Слайд 46.

«Одень Катю»

Найти одежду в названиях которых есть звук «К». Слайд 47

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Это сделает занятия с ребенком более интересными и полезными. Пусть будет весело и интересно!

Публикации по теме:

Развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и игровых упражнений Презентация на тему:"Использование игр и игровых упражнений у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования и развития основных.

Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать умение детей выделять отдельные.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей преддошкольного возраста. Один.

Познавательно-речевое развитие детей через использование игр и игровых упражнений Цель данной презентации - создание системы игр и игровых упражнений для совершенствования познавательных и речевых способностей детей старшего.

Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Развитие фонематического слуха у дошкольников Развитие фонематического слуха у дошкольников В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей,.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью игровых упражнений»Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью игровых упражнений» Развитие мелкой моторики через игровые упражнения. Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
Опубликовано: 5 марта 2016 в 22:32
+56Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД