Получи документы

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной сферы детей 4–5 лет посредством сенсомоторной деятельности»

Ольга Спицына
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной сферы детей 4–5 лет посредством сенсомоторной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе через сенсорные игры.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие познавательной сферы детей 4–5 лет посредством сенсомоторной деятельности“» размещена в разделах

Развивающие : развивать восприятие ребёнка, внимание, память, логическое мышление, сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.

Речевые: пополнять и обогащать словарный запас.

Воспитательные : воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Поэтому эпиграфом моего отчёта по самообразованию я взяла слова Льва Николаевича Толстого – «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорождённого до пяти огромное расстояние»,- писал он.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.

Этапы знакомства ребё нка со свойствами предметов:

- накопление сенсомоторного опыта;

- формирование представлений о различных свойствах предметов;

- ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования;

- развитие аналитического восприятия.

Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Игрушек и пособий в магазинах много, финансовых возможностей у детских садов не очень много. Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество, которого нашим воспитателям не занимать. Мне пришлось разнообразить дидактический материал и использовать игры-самоделки. Ведь китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование.

Начала работу над оттенками цветов, поскольку с четырёхлетнего возраста ребёнок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой, коричневый, серый, светло-зелёный).

Формирование представлений о цвете проходило в различных видах деятельности : на занятиях, в изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок розовый).

Игра «Какого цвета не хватает?»

Цель: сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.

Игра «Подбери к каждому предмету цвет»

Цель: закрепление цвета и геометрических фигур, продолжать учить собирать разрезные картинки. Можно использовать овощи и фрукты.

Игра «Найди нужную карточку»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.

Игра «Найди одинаковые флажки»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.

Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)

Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.

Игра «Цвета и формы»

Цель: знакомить с цветами и фигурами, учить определять форму предметов и их деталей, выделять часть из целого. Развиваются внимание, мышление и речь, формируется умение сравнивать предметы по размеру. Пазловые замки на элементах тренируют глазомер и позволяют оценивать правильность выполнения задания.

Игра «Рамки и вкладыши»

Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур, учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их.

Логические «Блоки Дьенеша»

Цель: продолжать учить выбирать нужные геометрические фигуры, используя схему-задание.

Работа с «Игровизорами». Рекомендуется детям 4-7 лет.

Цель:

1. Развитие сенсорных способностей : знакомство с эталонами формы и величины, развитие аналитического восприятия.

2. Формирование элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной предметов, с пространственными отношениями.

3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

4. Подготовка руки к письму.

5. Развитие интеллектуальной культуры, умения учиться: понимать учебную задачу, находить средства для её решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.

Для работы с игровизорами использовала рабочую тетрадь «Заниматика для малышей». Благодаря этому сборнику творческих упражнений ребёнок учится действовать последовательно, пытается рассуждать, стремится понять свойства и взаимосвязь окружающих его предметов, сравнивая, их друг с другом, замечая сходство и различие между ними.

В развитии сенсорики также огромную роль играет мелкая моторика рук.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. В свободной деятельности использовали шнуровку предметов, шнуровку по разным сказкам. Сделала новые игры-тренажёры со шнуровкой – «Паучок», «Бабочка»

Можно сопровождать художественным словом, а детям постарше загадать загадку.

Кто охотится за мухой?

У кого большое брюхо?

Догадайся сам, дружок.

Ну, конечно, паучок!

Или загадкой:

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка.)

Игра «Крышечки»

Цель: развитие координации зрительных и тактильных анализаторов, закрепление разных оттенков цвета, счёт от 1 до 5 (10).

Эти игры развивают сенсомоторную координацию, пространственное воображение, речь, мелкую моторику, глазомер, внимание и слуховую память, тренируют усидчивость.

«Ящик ощущений»

(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)

Цель: определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны.

Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус, кирпичик, призма).

Игра «Весёлые человечки»

Цель: развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому изображению.

Самым ценным и значимым для меня стало эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к ним усидчивый интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке.

Для ребёнка игры по сенсорике – интересное времяпровождение. Он играет, общается, творит и, конечно, не догадывается, что весёлые увлекательные игры представляют собой продуманную систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.

Литература:

1. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

2. Воскресенская И. «Развивающие игрушки своими руками».

3. Катаева А. А. «Дидактические игры и упражнения».

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

5. Нищева Н. В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы).

6. Колос Г. Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».

7. Статья «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №5/2008г.).

8. Статья «Система сенсорного развития детей» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №1/2010г.).

9. Журналы «Дошкольное воспитание». Статьи:

- «Дидактические игры по сенсорному воспитанию»;

- «Развиваем восприятие цвета»;

- «Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений».

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

«Развитие способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования». Консультация для воспитателей [ Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они познают его в игре, на прогулках,.

Игры на развитие познавательной сферы для детей 4–6 лет Предложенные задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит ребенок. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной деятельности» Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности Составил: Тимирбаева О. Г. В настоящее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Презентация «Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством совместной деятельности с педагогом» Развитие эмоциональной сферы дошкольника через совместную деятельность с педагогом. Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного.

Значение сенсомоторной сферы в развитии детей с ОВЗ Значение сенсомоторной сферы в развитии детей с ОВЗ. Приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера,.

Развитие эмоциональной сферы детей посредством экспериментальной деятельности на опытническом участке детского садаРазвитие эмоциональной сферы детей посредством экспериментальной деятельности на опытническом участке детского сада Развитие эмоциональной сферы детей процесс трудоемкий. Мы развиваем эмоции и чувства детей на каждом возрастном этапе, как в непосредственно.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной сферы детей 4–5 лет посредством сенсомоторной деятельности»
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 14:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие познавательной сферы детей 4–5 лет посредством сенсомоторной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Спицына (УИ 1468408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД