Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст

Ольга Головкина
Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация по теме :

«Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов».

Подготовила

Воспитатель детского сада №5

Головкина Ольга Павловна.

Психические процессы – динамическое действительности в различных формах психических явлений.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов“ — ранний возраст» размещена в разделах

Все психические процессы подразделяются на :

- познавательные (ощущения, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание);

- эмоциональные (активные, пассивные);

- волевые (решение, исполнение, усилие).

Остановимся на развитии познавательных психических процессов.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов.

В раннем возрасте (от 1г. до 3лет) происходят важнейшие изменения и становления в развитии психических процессов- формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорных навыков и эталонов.

Сенсорное развитие во все времена было важным и необходимым для полноценного развития детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, именно этот период является сензитивным, т. е. благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир. Сенсорное развитие необходимо и для дальнейшего успешного обучения. От того, как ребенок мыслит, видит, как он вообще воспринимает мир, во многом зависит развитие его психических процессов.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических процессов, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Восприятие- психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущения. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.

Восприятие является ведущей познавательной функцией. Восприятие в раннем возрасте создает фундамент для развития мышлении, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые может не заметить взрослый. Восприятие в раннем возрасте носит предметный характер, т. е. свойства предмета, например, цвет, форма, вкус и другие, не отделяются у ребенка от предмета. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие. Например, трава зеленая, лимон желтый и кислый, солнце желтое и круглое. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать отдельные качества предмета, постигает разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном. Например, при задании найди такого же цвета, ребенок находит разные предметы одного цвета- это могут быть кубик, шар, карандаш или зеленый мяч большой и маленький.

Мышление - высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Мышление- высшая ступень человеческого познания, которая позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Мышление в раннем возрасте принято называть наглядно - действенным, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Этот тип мышления предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Например, сбор матрешек, пирамидки, башенки из стаканчиков, дети путем прикладывания, сравнивая, учатся правильно собирать.

При хорошо развитом наглядно- действенном мышлении, дети в дальнейшем должны уметь решать задачи на основе образного мышления, т. е. они должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами.

Игры на развитие мышления :

- «Собери картинку» (из 2,3 и т. д. частей);

- «Найди такую же»;

- «Вставь блоки в отверстия соответствующей формы»;

- «Собери пирамидку» и др.

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию через некоторое время.

В раннем возрасте в процессе активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и воспроизводить увиденное и услышанное ранее. Ребенок запоминает то, на что обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно.

У детей раннего возраста преобладает зрительно- эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало интерес. Благодаря такой памяти у детей совершенствуется речь, они хорошо ориентируются в обстановке, пользуются предметами домашнего обихода.

Разнообразие детских игр предоставляет ребенку богатые возможности для развития его памяти. Например, «Что здесь лишнее». «Чего не стало» и др.

Все психические процессы тесно взаимосвязаны, это выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, внимание невозможно без мышления. Поэтому в раннем возрасте необходим комплексный подход к развитию психических процессов.

Публикации по теме:

План самообразования воспитателя на 2013–2014 г по сенсорному воспитанию План самообразования на 2013 – 2014 год воспитателя Меньшиковой Н. Г. Тема: «Чувственное восприятие окружающего мира». Цель: создание развивающей.

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы) Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст
Опубликовано: 2 марта 2015 в 08:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Головкина (УИ 171708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД