МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре»

Екатерина Половинкина
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов на тему «Развиваем речь играя»

Научить ребёнка общаться, передавать информацию своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия - непростая педагогическая задача, особенно если малыш имеет речевые трудности на уровне физиологической патологии и при наличии издержек воспитания как социального явления. Здесь прежде всего необходимо самому воспитателю овладеть педагогической коммуникацией, чтобы совокупностью средств, оригинальных находок и способов профессионально и успешно влиять на процесс усвоения, использования и передачи информации детьми, способствовать созданию эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на характер отношений между ними, на качество их речи. Эти важнейшие стороны развития личности ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи детей в игре“» размещена в разделах

"Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. "

А. С. Макаренко

Развитие взаимодействий детей в игре.

1. Сначала взаимоотношения возникают по внеигровому поводу - это может быть место или игрушки, которые привлекли ребёнка.

2. Потом у детей формируется умение играть с игрушками в одиночку, но проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям.

3. Начинается игровое взаимодействие детей на основе общего места игры, выполняемых действий.

4. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровестниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата.

Современная педагогическая классификация детских игр.

Игры делятся на творческие и игры с фиксированными правилами.

К творческим играм относятся: режиссерские, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные.

К играм с фиксированными правилами относятся: дидактические и подвижные.

Характеристика игр.

- Сюжетно-ролевая игра - игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и отображают деятельность взрослых и отношения между ними в специально создаваемых игровых условиях (продавец, повар, парикмахер, доктор, семья, дочки-матери и т. д.).

- Режиссерская игра - это индивидуальная игра ребёнка, в которой он играет с игрушками, при этом не берет на себя какой либо определенной роли, а действует как режиссер, т. е. организует события и отношения между персонажами.

- Театрализованная игра - это синтез сюжетно-ролевой игры и литературного произведения.

- Строительная игра - это игра, основным содержанием которой является созидание: воплощение замысла связано с деятельностью конструирования.

- Подвижная игра - игра, в основе которой лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

- Дидактическая игра - это обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое.

Отношения между детьми в сюжетно-ролевой игре делятся на ролевые и реальные.

Ролевые отношения определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры.

Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё.

Чем старше ребёнок, тем более выражено его стремление играть со сверстниками, тем больше он склонен соглашаться выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение.

Реальные отношения имеют место и тогда, когда ребёнок как бы временно выходит из роли и дает другому указания, касающиеся дальнейшего хода игры, соблюдения правил.

Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних.

Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?", которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий. Испытывая трудности в достижении желаемого результата, ребёнок понимает, что не владеет необходимыми умениями, тогда возникает стремление научиться строить, приобрести новые умения.

Подвижная игра прямо направлена на развитие основных движений и формирование двигательных качеств. Она оказывает влияние на многие стороны психического развития ребёнка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребёнка.

Дидактическая игра создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их (игры-путе6шествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы и т. д.)

Роль игрушки в развитии речи ребёнка.

Игрушка - неизменный спутник ребёнка с первых дней рождения. Игрушка выступает для ребёнка как предмет забавы, развлечения, радости. И в то же время она - важнейшее средство психического развития ребёнка.

Используемые игры в нашей группе:

1. Ритуал приветствия "Мы стоим рука в руке. " (Мы стоим рука в руке, вместе мы - большая лента. Можем мы большими быть, можем маленькими быть, но никто один не будет); "Кто у нас хороший. кто у нас пригожий?"; "Здравствуй!" ( пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую)

2. Игры: "Кто позвал?", "Кого не хватает?", "Эхо" и т. д.

3. Речевые игры: "Составь картинку", "На кого смотрели дети?", "Найдём хозяина" и т. д.

4. Речь с движениями "Магазин игрушек", "Зимние забавы", "Профессии" и т. д.

5. Коммуникативные игры: "Иголка и нитка", "Компас", "Выложи снежинку" и т. д.

6. Пальчиковые игры, ритмические игры, дыхательные упражнения, мимические упражнения

7. Подвижные игры

8. Сюжетно-ролевые игры

9. Ритуал прощания "Солнечные лучики" (протянуть руки вперёд и соеденить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.); "Ручеёк радости" (дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость); "Эстафета дружбы" (взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие).

Игра "Кто позвал?"

Мы немного порезвились,

по местам все разместились.

Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!

Дети встают в круг. В середине круга становится водящий с закрытыми глазами. Кто-либо из детей называет его по имени, и водящий пытается узнать, кто это был. Затем водящий меняется, игра продолжается.

Игра "Кого не хватает?"

Дети сидят в кругу. По просьбе ведущего все закрывают глаза. Пока никто не видит, ведущий подходит к одному из присутствующих и прикасается к его плечу. Тот, кого выбрали, открывает глаза, тихо выходит на середину, садится на пол и накрывается покрывалом. По сигналу ведущего все открывают глаза и угадывают, кто спрятался.

Игра "Эхо"

Дети делятся на две команды. Ведущий говорит:

Мы в лес пойдём, грибов найдём.

Ребят мы громко позовё м: "Ау-ау-ау!"

Никто не отзывается, лишь эхо откликается.

Другая группа повторяет: "Ау-ау-ау!"

Игра повторяется 3 - 4 раза. "Ау" произносится громко, тише, тихо, шёпотом.

Речевая игра "Составь картинку"

Детям предлагают сложить картинку птицы из 6 частей. Необходимо назвать птицу, показать то, что она может делать (летать, клевать, чистить пёрышки и т. д.).

Ты внимательно смотри

И картинку собери.

Что за птица, расскажи!

Речевая игра "На кого смотрели дети?"

Воспитатель убирает картинки с изображением домашних птиц и спрашивает детей, на кого они смотрели. Произносит начало предложения, а дети заканчивают его.

Мы смотрели на. курицу.

Мы смотрели на. петуха.

Мы смотрели на. индюка.

Мы смотрели на. утку.

Мы смотрели на. гуся.

Речевая игра "Найдём хозяина"

Ведущий произносит начало предложения, а дети заканчивают его, показывают те части тела, о которых идет речь:

Ресницы нужны. (глазам).

Локти нужны. (рукам).

Пятки нужны. (ногам).

Волосы нужны. (голове).

Лопатки нужны. (спине).

Колени нужны. (ножкам).

Речь с движением "Магазин игрушек"

Ведущий читает стихотворение, дети имитируют действия.

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрёшки, медвежата, -

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

Речь с движением "Зимние забавы"

Ведущий читает стихотворение и предлагает детям выполнить описываемые в нем движения:

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим,

И снегурку лепим мы,

Гостью - зиму любим мы!

Речь с движением "Профессии"

Я - шофёр - помыл машину

Сел за руль и выгнул спину. (Имитация движений.)

Загудел мотор, и шины

Зашуршали у машины.

Подметает дворник двор, (Наклоны вперёд с одновременными

Убирает дворник сор. рывками рук, имитируя подметание.)

Наш охранник на посту (Повороты вправо и влево,

Смело смотрит в темноту приставляя ладонь к глазам.)

Наши лётчики-пилоты (Прямые руки - в стороны,

Приготовились к полёту. наклоны вправо - влево.)

Веселей смотри вокруг:

Детский врач - ребятам друг.

Коммуникативная игра "Иголка и нитка

Ты, портной, такой умелый!

Сшей для куклы фартук белый.

Я сама бы сшить могла,

Но пока ещё мала.

Дети становятся друг за другом. 1-й ребёнок изображает иголку, Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать, чтобы "ниточка не порвалась". При первом проведении игры детям можно держаться за руки. Желательно музыкальное сопровождение.

Коммуникативная игра "Компас"

Дети выстраиваются друг за другом "паровозиком" и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза закрыты. Ведущий - "компас" меняет направление. Он должен так вести детей, чтобы все находились в безопасности.

Коммуникативная игра "Выложи снежинку»

Ведущий предлагает разделиться ребятам на пары. Каждая пара должна попробовать выложить снежинку из разноцветных шерстенных ниточек. Можно разговаривать друг с другом, постараться договориться, какую снежинку будут делать, как будут делать.

Публикации по теме:

Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол»Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол» Занятия футболом способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 08:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Половинкина (УИ 598057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД