Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста»

марина семёнова
Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто не мыслим, поэтому о её развитии у ребёнка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная повествовательная речь развивается в период между 4 – 5 годами, когда в процессе игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4 -5 годам у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной повествовательной речи, своего рода «материальная база» для неё – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложение. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.

Детям бывает трудно проследить причинно – следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ пятилетнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

С целью проверки состояния у ребёнка связной повествовательной речи, попросите его рассказать о том, что он видит на картинке или серии картин (можно взять любую серию картинок, доступную ребёнку по содержанию). Дети, хорошо владеющие связной повествовательной речью, смогут составить по этим картинкам большой и достаточно связный рассказ, привнеся в него даже и не изображённые на картинках события, а взятые из личного опыта. Другие дети окажутся в состоянии «оречевить» картинку лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит изображённые предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений. Понятно, что о достаточном уровне развития связной повествовательной речи можно говорить лишь в отношении первой названной группы детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью (к сожалению, бывает и такое на самом пороге школы).

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и тому подобное. Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов.

Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок и приучение ребёнка внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.

До овладения связной повествовательной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом по только что прочитанной сказки. Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:

•пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

•пересказ просмотренного мультфильма;

•рассказ о событиях прошедшего дня;

•рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

•окончание начатого взрослым рассказа (что будет дальше);

•составление рассказа по данному его концу (что было до этого).

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, последовательному изложению мысли и прослеживанию связи между событиями. Ребёнок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный логичный пересказ учебного материала. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной повествовательной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, умение самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речью.

Развитие связной повествовательной речи в дошкольном возрасте является многоаспектным по своей природе. Этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление ребёнка – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление.

Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием:

•на усвоение родовой принадлежности;

•на усвоение падежных форм имён существительных;

•на активизацию предлогов;

•на образование форм единственного и множественного числа имён существительных.

Задачи по развитию связной повествовательной речи у дошкольников решаются и во вне учебное время, а именно в семье. В семье создаётся то или иное отношение к литературе, к языку. Так же, как и в детском саду, дома можно заниматься с детьми по развитию связной повествовательной речи, используя различные игры. Например:

Игры с опорой на серии картинок:

«Книжка рассыпалась»

Взрослый объясняет, что у него было несколько маленьких книжек, содержащих рассказы в картинках: «Книжки рассыпались, и странички перепутались. Попробуем снова собрать книжки. Но для этого нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, а что потом, и чем всё закончилось». Ребёнок раскладывает книжки по порядку и составляет рассказ. Если он сложит серию картинок неправильно, то, составляя устный рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их.

«Стоп-кадр»

Взрослый предлагает ребёнку вытащить из пачки одну картинку и, рассмотрев её придумать по ней рассказ. Взрослый говорит: «Ты не раз смотрел видеофильмы. При этом фильм можно остановить в любой момент. И тогда изображение на экране застывает. Это называется «стоп – кадр». Представь себе, что картинка и есть вот такой «стоп – кадр». Попробуй придумать, что случилось в фильме до «стоп - кадра» и что будет происходить после него». После этого предложите придумать фильм. Дайте опорную схему рассказа (сценарий фильма). Кто главный герой? Какой он? Что он делает? Что он делал сначала? Где происходят события? Попросите описать обстановку. Что происходило потом? Чем все кончилось?

Всё, что будет рассказывать ребёнок, следует записывать. Детям важно почувствовать, что к их творчеству, сочинительству хорошо относятся.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 мая 2020 в 12:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем марина семёнова (УИ 440931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД