Приложение МААМ

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»

Светлана Шерстнева
Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»

Приемы мнемотехники служат эффективным коррекционным средством при развитии у дошкольников связной речи в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Публикация «Сообщение из опыты работы „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники“» размещена в разделах

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц нa занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Работа по развитию связной речи включала фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. Фронтальные занятия проводилась 1 раза в неделю со всеми детьми. Часто возникала необходимость в подгрупповой и индивидуальной работе, где отрабатывался материал, недостаточно усвоенный на фронтальных занятиях. Кроме того, работа велась и в совместной деятельности ребенка и педагога, и в свободной самостоятельной деятельности детей. Использование различных форм работы обеспечивали лучший результат выполнения заданий и усвоение материала.

За основу построения занятий были взяты задачи, которые предложил В. П. Глухов.

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- формирование навыков построения связных высказываний;

- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного высказывания.

Работа с мнемотаблицами строилась по принципу от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицам.

Начинали работу с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводилась работа над словом. Например: давали слово - “девочка” и показывали его символическое обозначение.

Когда дети усвоили, что значит, зашифровать слово, предлагали упражнение на самостоятельную «шифровку» слов и их воспроизведение по своим условным обозначениям.

Освоив игру со словом, перешли к поэтапному кодированию сочетания слов «большая машинка», «маленькая девочка» и т. д.

На данном этапе логопедической работы использовали следующие игры:

«Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Угадай-ка» и другие.

Затем перешли к работе с мнемодорожками - изображение нескольких схематичных предметов в ряд, которые соответствовали содержанию небольшого предложения, т. е. формировали у детей умение «читать» простые схемы: например, «маленькая девочка пошла в лес».

Освоив работу с мнемоквадратами и мнемодорожками, перешли к работе с мнемотаблицами, которая проходила в следующей последовательности:

• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

• Пересказ с опорой на символы (образы).

В начале работы с мнемотаблицами детям было трудно следовать предложенному плану таблицы, рассказы были схематичными, поэтому использовались следующие игры:

«Исправь ошибку»

Дети учатся устанавливать правильную последовательность действия. Картинки перепутаны, необходимо разложить их в правильной последовательности и рассказать сказку.

«Найди ошибку!»

Детям предлагается найти ошибку в последовательности картинок.

«Кто потерялся?»

Нужно вспомнить сказку по представленным карточкам. Выяснить, кого из персонажей данной сказки нет.

«Кто лишний?»

Из всех предложенных карточек нужно убрать одну, объяснить, почему она лишняя и из какой сказки.

«Распутай!»

Предлагаются вперемежку две разрезные таблицы. Надо распутать две сказки.

«Не зевай, нужную картинку доставай!»

Детям читается отрывок сказки, а они находят соответствующую картинку.

«Найди пару»

Детям предлагается набор картинок-схем из разных сказок. Необходимо каждой из них найти пару, по какому либо признаку (например: сестрица Алёнушка и Крошечка -Хаврошечка — девочки; сани и избушка на курьих ножках — изготовлены из дерева; короб и пирожки — в коробе Машенька отправила пирожки для деда с бабой и т. д.).

На последующих занятиях дети уже самостоятельно составляли мнемодорожки,

мнемотаблицы со стихотворениями, рассказами, сказками.

Так, при описании времён года использовали схематические картинки с изображением: солнца, неба, земли, деревьев, людей, зверей, птиц. Карточки по одной выставлялись на наборном полотне - схеме, коллективно обсуждалось их значение, отбиралось содержание, определялась последовательность изложения. Сначала детям предлагался образец рассказа составленного совместно, а затем каждый ребёнок самостоятельно составлял связный, последовательный рассказ по модели.

При ознакомлении с художественной литературой сначала проводилась беседа с детьми по тексту, отслеживалась последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице использовали значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.

В группе было организовано место, где все виды схематической наглядности были в свободном доступе и дети могли их использовать в самостоятельной деятельности.

С учетом намеченных задач был разработан перспективный план работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью мнемотехники» Индивидуальный план работы по самообразованию на 2017–2018 годы Тема: «Развитие монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники» Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники» Введение Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехникиРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад "Развитие.

Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения.

Развитие связной речи с использованием мнемотехники Тема «Лиса» РМО для воспитателей детей младшего дошкольного возраста Тема «Развитие связной речи с использованием мнемотехники в средней группе» Конспект.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Сообщение из опыта работы «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд: титульный лист. Муниципальное.

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста Цель проекта: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 12:50
+191Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шерстнева (УИ 827117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД