Светлана Шерстнева
Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»
Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»
Приемы мнемотехники служат эффективным коррекционным средством при развитии у дошкольников связной речи в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Публикация «Сообщение из опыты работы „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц нa занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.
Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Работа по развитию связной речи включала фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия. Фронтальные занятия проводилась 1 раза в неделю со всеми детьми. Часто возникала необходимость в подгрупповой и индивидуальной работе, где отрабатывался материал, недостаточно усвоенный на фронтальных занятиях. Кроме того, работа велась и в совместной деятельности ребенка и педагога, и в свободной самостоятельной деятельности детей. Использование различных форм работы обеспечивали лучший результат выполнения заданий и усвоение материала.
За основу построения занятий были взяты задачи, которые предложил В. П. Глухов.
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного высказывания.
Работа с мнемотаблицами строилась по принципу от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицам.
Начинали работу с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводилась работа над словом. Например: давали слово - “девочка” и показывали его символическое обозначение.
Когда дети усвоили, что значит, зашифровать слово, предлагали упражнение на самостоятельную «шифровку» слов и их воспроизведение по своим условным обозначениям.
Освоив игру со словом, перешли к поэтапному кодированию сочетания слов «большая машинка», «маленькая девочка» и т. д.
На данном этапе логопедической работы использовали следующие игры:
«Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Угадай-ка» и другие.
Затем перешли к работе с мнемодорожками - изображение нескольких схематичных предметов в ряд, которые соответствовали содержанию небольшого предложения, т. е. формировали у детей умение «читать» простые схемы: например, «маленькая девочка пошла в лес».
Освоив работу с мнемоквадратами и мнемодорожками, перешли к работе с мнемотаблицами, которая проходила в следующей последовательности:
• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
• Пересказ с опорой на символы (образы).
В начале работы с мнемотаблицами детям было трудно следовать предложенному плану таблицы, рассказы были схематичными, поэтому использовались следующие игры:
«Исправь ошибку»
Дети учатся устанавливать правильную последовательность действия. Картинки перепутаны, необходимо разложить их в правильной последовательности и рассказать сказку.
«Найди ошибку!»
Детям предлагается найти ошибку в последовательности картинок.
«Кто потерялся?»
Нужно вспомнить сказку по представленным карточкам. Выяснить, кого из персонажей данной сказки нет.
«Кто лишний?»
Из всех предложенных карточек нужно убрать одну, объяснить, почему она лишняя и из какой сказки.
«Распутай!»
Предлагаются вперемежку две разрезные таблицы. Надо распутать две сказки.
«Не зевай, нужную картинку доставай!»
Детям читается отрывок сказки, а они находят соответствующую картинку.
«Найди пару»
Детям предлагается набор картинок-схем из разных сказок. Необходимо каждой из них найти пару, по какому либо признаку (например: сестрица Алёнушка и Крошечка -Хаврошечка — девочки; сани и избушка на курьих ножках — изготовлены из дерева; короб и пирожки — в коробе Машенька отправила пирожки для деда с бабой и т. д.).
На последующих занятиях дети уже самостоятельно составляли мнемодорожки,
мнемотаблицы со стихотворениями, рассказами, сказками.
Так, при описании времён года использовали схематические картинки с изображением: солнца, неба, земли, деревьев, людей, зверей, птиц. Карточки по одной выставлялись на наборном полотне - схеме, коллективно обсуждалось их значение, отбиралось содержание, определялась последовательность изложения. Сначала детям предлагался образец рассказа составленного совместно, а затем каждый ребёнок самостоятельно составлял связный, последовательный рассказ по модели.
При ознакомлении с художественной литературой сначала проводилась беседа с детьми по тексту, отслеживалась последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице использовали значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
В группе было организовано место, где все виды схематической наглядности были в свободном доступе и дети могли их использовать в самостоятельной деятельности.
С учетом намеченных задач был разработан перспективный план работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.