Лариса Стрельцова
Консультация для воспитателей «Реализация индивидуального подхода в физическом развитии детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Реализация индивидуального подхода
в физическом развитии детей
Публикация «Консультация для воспитателей „Реализация индивидуального подхода в физическом развитии детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Понятие «индивидуальный подход» - это принцип обучения, согласно которому в работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Он может быть реализован как при индивидуальном, так и при групповом обучении детей с приблизительно одинаковыми особенностями. Индивидуальный подход – это особый подход педагога к различным группам детей или отдельным детям, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития детей с нарушением зрения является правильный индивидуальный подход. В этой связи очень важным оказывается точное понимание специалистами и родителями особенностей зрительных возможностей каждого ребенка и их учет во всех видах психолого-педагогического и семейного воздействия, в частности, при выборе для ребенка образовательного учреждения.
Для организации индивидуального подхода к детям с нарушениями зрения необходимо всестороннее педагогическое и медицинское исследование каждого ребёнка, что позволяет рационально определить и использовать формы и методы воспитания и обучения, а также организовывать адекватную лечебно - профилактическую работу в образовательном учреждении. Детально анализируя характер зрительной патологии, различные компенсаторные возможности развития, коррекции и восстановления функций зрительной системы, педагоги ДОУ определяют общее психофизическое развитие ребенка, предопределяя своеобразие развития, обучения, воспитания и лечения детей.
Как правило, нормально видящему человеку трудно понять, как именно видит ребенок с той или иной степенью потери зрения, как именно отражается понижение зрения на его развитии.
У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями, отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно – пространственные ситуации.
У детей с нарушением зрения отмечаются отклонения в развитии двигательной сферы, моторики пальцев рук, координации движений, а также
в эмоционально-волевой сфере. Дети с нарушением зрения не всегда бывают активны, не проявляют желания организовывать и участвовать в играх, физкультурных занятиях. Это объясняется не только имеющимся зрительным дефектом, но и негативным влиянием лечебного процесса на психоэмоциональное состояние детей.
Овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперед руку при движении в пространстве. Качество прыжков детей характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленности объектов при монокулярном зрении.
При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.
Реализация индивидуального подхода в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения опирается на следующие принципы коррекционной работы:
- принцип дифференцированного подхода в организации коррекционной помощи детям, которая должна учитывать состояние зрения, степень выраженности зрительного дефекта, характера зрения и особенности познавательного развития;
- принцип единства педагога и ребенка, где обязательным является внимательное изучение ребенка в процессе деятельности, а весь процесс воздействия строится на основе учета интересов, склонностей и психических возможностей последнего;
- сочетание педагогического и лечебного воздействия является существенным специфическим принципом работы в дошкольном учреждении. Это позволяет, с одной стороны, извлекать лечебный эффект из самих общеобразовательных занятий, а с другой - проводить лечебное воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы.
Все задания и упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку, при этом необходимо учитывать разрешающие возможности зрения, требования восстановительного лечения.
При разработке содержания физкультурно – оздоровительной работы большое внимание уделяется профилактике, коррекции и активизации зрения. Педагоги во всех видах деятельности должны учитывать зрительные нагрузки.
Для эффективности индивидуального подхода к воспитанникам на физкультурных занятиях необходимо включать игровую деятельность с коррекционно-развивающими пособиями, зрительно – слуховыми мишенями, мини-офтальмотренажерами «Геометрические мишени», «Тактильные ракетки», «Звуковые мишени», «Спортивные лабиринты», «Кораблики», «Меткие совы» и др.
Таким образом, система зрительных нагрузок должна одновременно отвечать и педагогическим и лечебно-офтальмологическим требованиям, а также способствовать применению индивидуального подхода к детям с нарушенным зрением.