МААМ-картинки

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения»

Мария Алейник
Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения»

Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения имеет свою специфическую особенность. И эта особенность заключается прежде всего в том, что учитель - логопед должен иметь знания не только в области логопедии, но и в области офтальмологии и тифлопедагогики, так как он выполняет работу, направленную не только на коррекцию речевых нарушений, но и на профилактику зрительного утомления, на предупреждение прогрессирования глазных болезней, а также на компенсацию зрительной недостаточности.

Публикация «Консультация „Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Важным условием достижения эффективности в логопедической работе с детьми с нарушением зрения, является знание особенностей их речевого развития. Эти особенности заключаются в специфических трудностях формирования у детей чувственного опыта и проявляются в замедленности зрительного восприятии, его фрагментарности и неточности. А также в вербализме, который возникает опять же в связи с тем, что у детей формируются неточные представления об окружающем предметном мире. Это приводит к тому, что в речи ребёнка накапливаются слова, лишённые конкретного содержания и соответствующего уровня обобщения. Такая речь не может служить средством компенсации неполноценного зрительного восприятия. Всё это негативно сказывается на формировании словарного запаса детей. Даже к концу дошкольного возраста он может быть ниже показателей возрастной нормы. У детей не сформирован в полном объёме предикативный и атрибутивный словарь. В словарном запасе почти нет слов, обозначающих признаки предмета по действию, то есть наречий. Нет в достаточном количестве родовых и видовых понятий. Дети затрудняются в группировке предметов по общим признакам, не выделяют части целого, затрудняются в подборе слов с противоположным и сходным значением. Отставание в формировании словарного запаса обуславливает недоразвитие грамматического строя речи. Дети затрудняются в подборе слов при планировании своих высказываний, в умении строить предложения и грамматически правильно их оформлять, испытывают затруднения в освоении закономерностей словоизменения и словообразования. Большие сложности возникают у детей с нарушением зрения при освоении значений простых падежных конструкций, выражающих пространственные отношения между двумя предметами.

Из за нарушений в формировании лексико - грамматического строя речи дети с трудом обучаются связной речи, затрудняются в умении воплощать свои мысли в развёрнутое речевое высказывание. Всё это актуализирует проблему речевого развития детей со зрительной патологией и делает её наиболее приоритетной, так как именно хорошо развитая речь является наиболее эффективным средством компенсации зрительной недостаточности у детей.

Таким образом, для преодоления имеющихся отклонений в речевом развитии детей с нарушением зрения первоочередной задачей является накопление предметно - практического опыта, соотнесённого со словом. Для этого необходимо учить детей называть предметы, выделять отдельные их свойства и признаки, соотносить их со словом; группировать слова по различным признакам и свойствам. Вначале детей учат объединять предметы и объекты по функциональному признаку (овощи, фрукты, одежда, мебель и т. д.). А затем по признакам, обозначающим сенсорные эталоны (цвет, форма, величина и т. д.). При этом сенсорные эталоны используются как средство анализа свойств и качеств реальных предметов окружающего мира. Задания, предусматривающие обучение детей использованию сенсорных эталонов для вычленения и осознания признаков предметов, сопровождаются чётким словесным сопровождением, где конкретный признак предмета сливается с его словесным обозначением. Таким образом, выполнение этих заданий предполагает формирование точных, чётких представлений о предметном мире и обогащение словарного запаса у детей.

Следующим важным условием успешности коррекционно – логопедической работы с детьми со зрительной патологией, а также специфической особенностью работы учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением речи является организация логопедической работы, знание офтальмологической характеристики каждого ребёнка, тесное взаимодействие между специалистами, и прежде всего - с медперсоналом и тифлопедагогами. После входной диагностики учитель – логопед получает от тифлопедагога методические рекомендации, в которых указаны острота зрения, зрительный диагноз и номер зрительной нагрузки. Располагая этими данными, учитель – логопед подбирает дидактический материал, согласно особенностям зрительного восприятия каждого ребёнка, продумывает способ его подачи, способ посадки детей на занятии. Во время комплектования детей в малые подгруппы для проведения коррекционно – логопедических занятий, учитель – логопед группирует детей не только по однотипным речевым нарушениям, но и следит за тем, чтобы совпадал номер зрительной нагрузки. Это является важным условием выполнения офтальмо - гигиенических требований к организации коррекционно – образовательной работы с детьми со зрительной недостаточностью.

Коррекционную направленность занятий определяют следующие факторы:

1. Создание соответствующих условий для зрительного восприятия: достаточная освещенность помещения, правильное расположение рабочих мест и пособий с учетом состояния зрения и вида косоглазия :

- чем острота зрения ниже, тем ребенок находится ближе к объекту;

- детей с расходящимся косоглазием, независимо от остроты зрения, необходимо сажать на близком расстоянии от рассматриваемого объекта, так как именно такое расположение ребёнка и воспринимаемого объекта способствует сведению зрительных осей, а значит и устранению косоглазия;

- дидактический материал детям со сходящимся косоглазием помещается на подставку, чтобы рассматриваемый объект находились в вертикальном положении. Детям с расходящимся косоглазием дидактический материал помещают на горизонтальную поверхность стола, так как это наиболее удобно для зрительного восприятия детям с данным видом косоглазия;

- при окклюзии ребенка располагаем так, чтобы рассматриваемый объект находился со стороны не заклеенного глаза.

Наглядные пособия, их размер, цвет и масштаб должны также соответствовать определённым требованиям. Наглядность должна быть более крупной фронтальной (до 15-20см) и дифференцированной индивидуальной (1-5см); преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов; изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четким контуром, конкретным по отношению к фону; должен соблюдаться масштаб (машина меньше дома, дерево больше цветка). Необходимо использовать по возможности натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни (или их реалистическое изображение).

Выбор методов и приемов осуществляется с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия.

На занятиях, где основной упор делается на работу зрительного анализатора, через каждые 5-7 минут проводится корригирующая гимнастика для глаз, а также физкультурные паузы, так как быстрая утомляемость детей требует смены деятельности.

Таким образом, зная особенности речевого развития детей со зрительной патологий, их офтальмологическую характеристику, владея методикой обучения воспитанников ДОУ с нарушением зрения, а также строго выполняя все офтальмо - гигиенические требования, учитель – логопед может не только компенсировать имеющиеся нарушения в речи ребёнка, но и сделать эту речь мощным компенсаторным механизмом, способным полностью или частично устранить зрительные дефекты.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности развития детей с нарушением зрения. Что надо знать педагогу ДОО» Характеристика детей с нарушениями зренияПотеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта.

Специфика подготовки студентов для работы в инклюзивном детском саду Статистические данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация для педагогов «Развивающая среда группы в процессе пространственного ориентирования детей с нарушением зрения» Развивающая среда группы в процессе пространственного ориентирования детей с нарушением зрения и речи. Одним из основных условий, обеспечивающих.

Консультация для воспитателей «Логопедические игры с мячом для детей с нарушением речи и зрения» Консультация для воспитателей: Игры с мячом на занятиях логопеда для детей с нарушением речи и зрения. Косоглазие и амблиопия, как сложный.

Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду «Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду». Образование в современном мире является приоритетной сферой,.

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения Вступление, обследование Работа с детьми с нарушениями зрения проводится на фронтальных и индивидуальных занятиях. Групповые занятия охватили.

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением интеллектуального развития СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 I Целевой раздел 4 1.1. Пояснительная записка 1.2. Нормативно-правовые документы 4 1.3 Цели и задачи реализации программы.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в центре сопровождения ребенка с нарушением зрения и его семьи В работе с родителями так же широко используются всп «Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в центре сопровождения ребенка.

Взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения и речи Специфичность коррекционной работы с детьми с дефектами в развитии состоит во взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов.

Элементы оформления кабинета учителя-логопеда в детском садуЭлементы оформления кабинета учителя-логопеда в детском саду Для знакомства со звуками и буквами родной речи, закрепления твердости и мягкости звуков, я придумала и использую в своей работе настенное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 19:08
+173Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД