Получи документы

Специфика подготовки студентов для работы в инклюзивном детском саду

Галина Сустретова
Специфика подготовки студентов для работы в инклюзивном детском саду

Статистические данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного образования они посещают массовые группы детского сада. Но из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. В связи с этим перед всеми специалистами и воспитателями детского сада стоит непростая задача – создать условия для полноценного развития всех детей в дошкольном учреждении на каждом их возрастном этапе. Качество дошкольного образования должно определяться отношением взрослых к дошкольному детству как самоценному периоду жизни каждого человека. Решение этой задачи требует осуществления психологического анализа образовательного процесса, благодаря которому могут быть определены причины трудностей, нередко возникающие у детей, педагогов затрудняющих эффективную реализацию образовательной программы, а также постоянного сотрудничества психолога и воспитателя. Педагог-психолог и воспитатель становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения, а также подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов каждого ребенка. Только тогда положительная динамика в развитии и обучении детей с разными особенностями в развитии не заставит себя ждать.

Публикация «Специфика подготовки студентов для работы в инклюзивном детском саду» размещена в разделах

Полноценное формирование личности ребенка возможно в случае, если созданы необходимые условия для развития ведущей деятельности дошкольника, а именно игры. Через нее и должен осуществляться образовательный процесс детей в ДОУ под чутким руководством педагога-психолога и других специалистов детского сада. Психолог помогает решать образовательные задачи, от него во многом зависят развитие взаимоотношений между самими дошкольниками, дошкольниками и взрослыми и самостоятельная деятельность детей. Все это позволяет адекватно выстраивать взаимодействие педагога-психолога, других специалистов и воспитателей ДОУ с детьми в свободной деятельности, общении, в игре, проектировать и реализовывать дифференцированный подход при решении образовательных задач.

Работа педагога-психолога, за редким исключением, никак не определяется конкретной образовательной программой, которая реализуется в детском саду. Психолог работает как бы параллельно с педагогами, решая, например, проблемы «трудных» детей. Нередко задачи психолога дублируют основные задачи образовательной программы. Например, психолог планирует специально организованные занятия с детьми, направленные на развитие их восприятия и мышления, памяти и внимания. А воспитатель параллельно психологу проводит свои занятия по конструированию или рисованию, ознакомлению с окружающим миром или знакомит с литературным произведением и т. д., что, бесспорно, развивает ребенка, его психические процессы. Психологический контроль необходим каждому ребенку, особенно такому, у которого наблюдаются даже небольшие отклонения в развитии. Детям с особенностями в развитии приходится уделять порой в два раза больше времени и внимания, чем детям, у которых развитие происходит в пределах возрастной нормы.

Как показывает практика, большую часть времени психолог уделяет диагностической, коррекционно-развивающей и просветительской работе. Причем, эта работа часто осуществляется совместно и с воспитателями, и с родителями детей посещающих ДОУ. Просвещение педагогов и родителей осуществляется в основном во время консультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком.

Именно диагностическая работа и наблюдение позволят выявить причины возникающих у детей трудностей в освоении программы и своевременно внести коррективы в образовательный процесс, учесть индивидуальные особенности развития или спроектировать необходимую развивающую работу, дополнительную к той, которую проводит воспитатель. Психологу необходимо использовать полученные им диагностические результаты не только в коррекционно-развивающей работе и / или для оптимизации взаимодействия взрослых с ребенком, но и для создания оптимальных условий для каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.

Итак, в связи с возникновением инклюзивных детских садов, большого количества детей с ОВЗ, студентам недостаточно знаний о работе с нормотипичными детьми, которые они получают в колледже, а необходима дополнительная подготовка по детям с ОВЗ, которую они могут получить в ходе практики. И я, как психолог, предлагаю при обучении студентов следующие виды работ : речевые игры, беседы, двигательные (ритмика, физкультура, пальчиковые игры, конструирование, познавательная деятельность, трудовая деятельность, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы. Все это будет способствовать накоплению необходимого опыта студентами в работе с детьми с разным уровнем развития.

Хотелось бы еще несколько слов уделить вниманию программам, которыми может пользоваться педагог-психолог инклюзивного детского сада. По своему содержанию и направленности все они являются коррекционно-развивающими психолого-педагогическими и опираются на принципы коррекционно-развивающего обучения и помогают осуществить полноценное и качественное развитие и обучение детей в инклюзивном детском саду с разными возможностями.

• Программа раннего развития детей с аутизмом О. С. Никольская;

• Программа раннего вмешательства (ИРАВ);

• Программа нейропсихологической коррекции А. В. Семенович;

• Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками С. В. Исханова;

• Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью М. Пишчек;

• Теория и практика оценки психического развития ребенка Н. Семаго;

• Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Е. А. Стребелева;

• Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева;

• Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В.

• Технология проведения детско-родительских коммуникативных групповых игровых сеансов в рамках структурного подразделения «Лекотека». Игнатов М. А.

Публикации по теме:

Организация работы по изучению ПДД в детском саду С каждым годом в нашей стране увеличивается протяженность автомобильных дорог, растет поток грузов, выпускается большое количество автобусов,.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Мастер-класс «Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании с применением методов и приемов работы»Мастер-класс «Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании с применением методов и приемов работы» Современные методы работы с детьми имеют широкий диапазон. Я предлагаю окунуться в мир фантазии и творчества. 1. Ритуал приветствия Цель.

Обобщение опыта работы в детском саду Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов,.

Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду «Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду». Образование в современном мире является приоритетной сферой,.

Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду»Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду» Уже давно известно о значительной роли, которую играет театрализованная деятельность в развитии и воспитании ребенка. Театрализованные представления.

Технология подготовки и реализации проекта в детском саду Организация проектов сегодня – очень интересное и актуальное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к.

Опыт работы по робототехнике в детском садуОпыт работы по робототехнике в детском саду Выступление на педагогическом совете воспитателя Светлаковой Т. Ю. на тему «Мир Юного Техника». Робототехника – одно из самых передовых.

Опыт работы «Здоровьесбережение в детском саду» Здоровьесберегающие технологии 2 младшая группа МБДОУ детский сад № 12 «Аленушка» с. Восток Воспитатель : Нелюбина В. Д. Актуальная тема.

Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в последнее время приобрёл особую значимость для музыкального и общего развития личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика подготовки студентов для работы в инклюзивном детском саду
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 17:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД