Получи документы

Обобщение опыта работы в детском саду

Ольга Селезнёва
Обобщение опыта работы в детском саду

Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальный руководитель – профессия, синтезирующая в себе многие профессии: педагога – музыканта, воспитателя ДОУ, музыканта (исполнителя, хормейстера, концертмейстера, хореографа, искусствоведа, организатора, сценариста, режиссёра, оформителя, костюмера.

Считаю не лишним перечислить должностные обязанности музыкального руководителя, чтобы дать представление о той огромной ответственности, которую несёт на своих плечах педагог – музыкант:

Публикация «Обобщение опыта работы в детском саду» размещена в разделах

- «осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников; формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности;

- участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения;

- координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих, консультирует их по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей;

- определяет содержание музыкальных занятий с учётом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников;

- ведёт индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, выявляет музыкально одарённых детей и ведёт коррекционную и компенсирующую работу с детьми с ОВЗ;

- участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного

учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия, спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение;

- консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях;

- консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей;

- обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой;

- Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности».

Музыкальный руководитель должен знать:

- «приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребёнка;

- педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию, санитарную гигиену;

- индивидуальные особенности развития детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;

- методы убеждения, аргументации своей позиции;

- методы установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, педагогическими работниками;

- музыкальные произведения детского репертуара;

- при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, - основы дефектологии и соответствующие методики их обучения;

- современные образовательные музыкальные технологии;

- достижения мировой и отечественной музыкальной культуры;

- основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

- правила охраны труда и пожарной безопасности.

К квалификации музыкально руководителя предъявляются всего два требования: «высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»; профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы» (см. «Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» по должности «Музыкальный руководитель»).

Рассмотрим самый последний пункт «Требований». Именно этот пункт – «профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте» - отличает музыкального руководителя от других специалистов ДОО и делает его незаменимым.

Практика последних лет показывает, что музыканты всё реже пользуются музыкальным инструментом (а на массовых мероприятиях его вообще не используют) и всё чаще прибегают к использованию фонограмм. Зная это, средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие учителей музыки школ и музыкальных руководителей, уже начали внедрять в свои программы групповые занятия по индивидуальному вокалу и индивидуальному музыкальному инструменту (фортепиано, аккордеон, баян и т. д.! Вдумайтесь: обучение игре на фортепиано на групповых занятиях! Какой получится специалист – музыкант?

А ведь детям важно слышать именно «живую» музыку! Аудиозаписи они

слышат везде и всюду, а «живую» музыку – только в детском саду, только в исполнении музыкального руководителя. Конечно, есть семьи музыкантов, в которых дома привычно звучит музыка. Некоторые родители водят детей на музыкальные концерты, но таких, к сожалению, очень немного.

А как важно сотворчество музыкального руководителя и детей! Когда дети поют или танцуют под звучание инструмента, тогда и возникает та самая «химия», которая отличает обычную деятельность от творческой! Особенно необходимо это в вокальной работе с детьми. Никакая фонограмма не передаст всех нюансов песни так, как это передаёт «живое» звучание инструмента, сливающегося с детскими голосами. Если под аккомпанемент инструмента песня «живёт», то при исполнении под фонограмму дети прежде всего озабочены тем, чтобы «попасть» в неё вовремя, не отстав и не опередив музыкальное сопровождение. Если под «живую» музыку дети наслаждаются исполнением, обыгрывают песню, то фонограмма не даё т им такой возможности: поём только так и с такими нюансами, как записано в фонограмме! И это очень большой её минус! Только в старшем дошкольном возрасте уже можно постепенно вводить фонограммы - «минусовки», но к ним предъявляются очень строгие требования, одно из них: песня должна соответствовать возрасту детей и их вокальным возможностям. Песенная мелодия должна звучать очень чётко и ярко выделяться в палитре музыкальных красок – тогда дети будут её хорошо слышать среди других звуков сопровождения – аккомпанемента. Если во вступлении, проигрышах и заключении может иметь место развёрнутое «оркестровое» звучание, то во время звучания песенной мелодии аккомпанемент должен уйти на второй план. Очень важны тональность фонограммы и темп песни. Аудиозапись песни должна быть максимально комфортна для исполнения детьми. И, наконец, фонограмма не должна звучать слишком громко – в противном случае дети не поют, а кричат, стараясь перекрыть голосом фонограмму.

Нельзя не подчеркнуть, что перед использованием фонограммы нужно обязательно выучить песню с «живым» звучанием инструмента. Дети должны хорошо услышать и освоить мелодическую линию, выучить текст песни,

освоить исполнительский план, который потом повторится в фонограмме. Очень часто музыкальные руководители, увлекшись новой песней, начинают её разучивать с детьми, не считаясь с тем, что эта песня не соответствует возрасту и вокальным возможностям детей. Время на разучивание песни увеличивается, соответственно увеличивается нагрузка на голоса детей, а в результате – нечистая интонация и плохая дикция и крик вместо пения.

…И снова возвращаемся к последнему пункту «Требований». Спасительные фонограммы приводят к катастрофическому падению уровня техники профессионального исполнения на музыкальном инструменте у музыкальных руководителей Педагогам не только некогда заниматься совершенствованием своего исполнительства, но и держать сой уровень исполнительства на том уровне, на котором они находились после получения профессионального образования. Любой, даже не имеющий никакого отношения к музыке, знает: чтобы хорошо играть на инструменте, нужно этим регулярно заниматься. У каждого музыканта есть определённый набор классических музыкальных произведений, которые нужно держать в пальцах. Если этот репертуар уверенно исполняется, значит, техника исполнительства сохраняется. Если репертуар «не идёт», значит, нужно срочно им заниматься, его восстанавливать. Иначе более низкий технический уровень отразится на всём репертуаре, который играет музыкальный руководитель. Многие музыкальные руководители говорят, что уже не помнят наизусть классические произведения, которые они когда-то играли! Играют обязательный репертуар, но по нотам. Говорят, что совсем не хватает времени на занятия на инструменте! О каком творчестве тогда можно говорить, если нет свободного владения инструментом? Ноты бы сыграть, да «ляпов» не допустить!

При заявленном Министерством образования сокращении документации и отчётности в нашей профессии по сути ничего не изменилось. Просто вся документация переводится на электронные носители. Например, диагностика…

Ну, как измерить развитие интереса детей к музыкальной деятельности? Как определить, на 15% или на 20% ребёнок стал эмоциональнее воспринимать музыкальные произведения? Как понять, на сколько процентов или баллов у

воспитанника развилось ассоциативное мышление или увеличилась музыкальная память? Как определить, в результате овладения какой парциальной программой или под воздействием какой технологии у ребёнка развились те или иные музыкальные способности?

Кажется, облегчённо вздохнув, мы отказались от обязательных мониторинга и диагностики, перейдя к «целевым ориентирам», но проценты и баллы в начале и в конце учебного года почему-то остались… Конечно, чтобы грамотно выстроить педагогический процесс в конкретной группе, педагогическая диагностика необходима, особенно в коррекционных группах, но не в процентах и баллах, а в других измерительных инструментах, например, в уровнях (высокий, средний, низкий, соответствующих каждой возрастной дошкольной группе. Должны быть и чёткие критерии, которые и будут определять эти уровни. Такая научно обоснованная диагностика есть (см. : Тарасова К. В. Диагностика музыкальных способностей. – М. : Центр «Гармония», 2006).

«Рейтинг» - оценка, ранг. Это слово прочно вошло в нашу жизнь. Раньше это понятие связывали с политическими деятелями и спортсменами. Теперь веяния «рейтинга» касаются всех сфер нашей жизни. «Рейтинг» проник даже в медицинские и образовательные учреждения. Рейтинги проводятся постоянно. И среди отдельных специалистов, и среди учреждений. Конечно, все хотят быть лучшими! И нам, музыкальным руководителям, отведено в рейтинге дошкольных учреждений далеко не последнее место. Конкурсы педагогов, проектов, программ, сценариев, концерты, фестивали с участием детей и педагогов… Это неполный список того, что входит в рейтинг учреждения! Чем больше различных мероприятий разного уровня проходит в образовательном учреждении, тем выше рейтинг такого учреждения. Это обстоятельство не лучшим образом отражается на образовательном процессе и на музыкальном воспитании в целом. Я знаю образовательные учреждения, в которых при подготовке к очередному фестивалю-конкурсу у детей отменяется вся образовательная деятельность! Они часами отрабатывают свои танцевальные композиции, театрализованные постановки, музыкально-литературные

композиции и другие нужные ДОУ номера, призванные поднять рейтинг учреждения. Тогда музыкальный руководитель превращается в педагога дополнительного образования, а само образовательное учреждение – в центр детского творчества или дом культуры. Работа, направленная только на внешний эффект, часто вредит детям. Если конкурсов и фестивалей много, то дети начинают тихо ненавидеть и музыку, и театр, и танцы, и пение хором. Они слишком устают от профессиональных репетиций – однообразной, повторяющейся в течение долгого времени деятельности. И вся работа музыкального руководителя, направленная на развитие устойчивого интереса детей к различным видам музыкальной деятельности, идёт насмарку. Хорошо, что так бывает не во всех образовательных учреждениях, но тенденция налицо. Так давайте не забывать, что «всё хорошо в меру»!

Прикреплённые файлы:

fotogalereja_bt6iu.pptx | 9088,55 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Обобщение опыта «Проектная деятельность в детском саду»Обобщение опыта «Проектная деятельность в детском саду» Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность в детском саду» В связи с введением ФГОС ДО, возникла необходимость обновления.

Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Обобщение педагогического опыта работы Педагогическая деятельность осуществляется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 41 «Подснежник».

Обобщение передового опыта на методическом часе «Техника «оригами» в детском саду»Обобщение передового опыта на методическом часе «Техника «оригами» в детском саду» В нашем детском саду состоялся методический семинар, посвященный повышению уровня профессиональных знаний в области применения современных.

Практические приемы работы по применению мотивации из опыта работы «Проведение утреннего сбора в детском саду» «Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день». Дети приходят в детский сад с самым разным настроением и с самыми разными впечатлениями.

Из опыта работы восприятия музыкальных произведений в детском саду Сообщение на тему: «Природа в музыке композиторов» (Из опыта работы восприятия музыкальных произведений в детском саду «Колокольчик».

Из опыта работы «Создание условий для становления основ патриотического сознания детей в детском саду» 2. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, одной из которых является патриотическое воспитание подрастающего.

Организация проектной деятельности в детском саду. Из опыта работы Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы в детском саду
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 23:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД