Получи документы

Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду

Эльвира Польянова
Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду

«Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду».

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Публикация «Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду» размещена в разделах

Трудно говорить об инклюзии, потому что всегда трудно говорить о вещах само собой разумеющихся. С одной стороны, инклюзия – это воплощение мечты человека о справедливом мире, где ни одна группа людей не изолирована от других, а интересы каждого учтены и уважаемы другими людьми.

Задача инклюзии детей с особенностями развития в социум – приоритетная задача всей системы образования. Решение этой задачи определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры.

Ценностью обладает каждая человеческая жизнь независимо от обстоятельств и характеристик развития. И прожить свою жизнь достойно имеет право каждый человек.

Для обеспечения качества жизни в современном мире очень важно получить хорошее образование. Вопрос получения качественного образования рассматривается в тесной связи с вопросом его доступности для всех категорий детей.

Инклюзия, инклюзивное образование – это не значит собранные в одну «безликую» кучу все дети, а наоборот, инклюзия способствует тому, чтобы каждый дошкольник не чувствовал себя оторванным от общего детского коллектива, чтобы он ощущал, что его готовы принять таким, какой он есть, при этом способности такого ребенка учитываются, так же, как и его потребности, и присутствует их оценка, а учебные планы и цели подстраивались под особенности такого ребенка. При этом, безусловно, важной становится роль учителей и специальных педагогов, которые, используя свой опыт и знания, создают такой особенно-организованный педагогический процесс, в котором каждый ребенок учится с наибольшей для себя пользой.

Доступность качественного дошкольного образования для всех граждан является одной из основных целей модернизации устройства ДОУ. В процессе модернизации необходимым становится решение следующих задач:

• создание в ДОУ среды без барьеров, которая бы позволяла детям инклюзивной группы быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса;

• становление связей сотрудничества и их укрепление между ДОУ и учреждениями социальной сферы.

Е. А. Стребелева, известный психолог, в своей программе «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» отмечает, что для того, чтобы обновление дошкольного специального образования состоялось, необходимо создавать условия для системного развития возможностей «необычного» ребенка, направленные на достижение цели по обогащению его социального опыта.

На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Отличительной особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно-образовательную систему.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, который используется для описания включения детей с особыми потребностями в воспитательно-образовательный процесс массового характера, то есть ориентированный на большинство.

В основе инклюзивного образования лежит идея, исключающая любое ущемление прав «необычных» детей.

Инклюзивное образование ориентировано на детей:

• с задержкой психического развития;

• с легкой умственной недостаточностью;

• с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы;

• с речевыми нарушениями;

• слабовидящих детей;

• слабослышащих детей;

• детей с нарушениями моторики;

• с проблемами развития опорно-двигательного аппарата.

Совместное обучение детей с различными начальными возможностями будет допустимо, если в ДОУ будут созданы особые условия. Так можно выделить несколько главных принципов инклюзии :

• ценностная значимость человека не состоит в зависимости от его способностей и достижений;

• каждый из представителей человеческого рода от рождения имеет способности к тому, чтобы чувствовать и думать;

• у каждого человека от рождения есть право общаться и быть услышанным;

• каждый человек нуждается в другом человеке;

• только реальные взаимоотношения могут гарантировать реальное полезное и качественное образование;

• каждый человек, независимого от своего возраста, испытывает потребность в поддержке другого человека, своего ровесника;

• необходимо опираться при обучение на то, что обучающийся может, чем на то, к чему он не способен и что ему не по силам;

• все составляющие жизни человека способно усилить разнообразие, наличие возможности выбора.

Однако, среди явных недостатков инклюзивного образования можно выделить следующие моменты:

• психологическую несостоятельность общества, неготовность принять человека инклюзивной группы;

• отсутствие совершенства в системе социальной поддержки и обеспечения таких людей.

Обучение в инклюзивных ДОУ даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. Пользу от инклюзивного обучения получают также семьи и, в целом, сообщества.

От практики инклюзивного обучения получают пользу как дети с проблемами в развитии, так и дети, развивающиеся типично.

Для детей с проблемами в развитии:

• возможность наблюдать и имитировать навыки общения и модели поведения детей, развивающихся нормально;

• увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям развить дружеские отношения и положительные социальные социальные взаимоотношения, а также приобрести социальный круг поддержки;

активизация когнитивного развития: широкий спектр параметров от большей сообразительности до улучшения мотивации обучения;

• создание базы для независимого эффективного функционирования в обществе в жизни в будущем.

Дети с типичным развитием:

• начинают понимать те трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью; это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, учатся лучше принимать различия;

• они узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха;

• начинают лучше относиться к людям, которые отличаются от них;

• с большей вероятностью примут на себя более значительную социальную ответственность;

• в различных жизненных ситуациях дети, обучавшиеся в инклюзивных классах, проявляют больше уверенности в себе.

• Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

• В дошкольных учреждениях у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои. Очень важным аспектом в инклюзивном образовании является ее направленность на работу с семьей в целом, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений. Необходимым является формирование детско-родительских отношений, это обосновано тем, что только при взаимодействии и родителями и близкими людьми возможно гармоничное развитие ребенка. Еще один очень важный момент, положенный в основу деятельности педагогического коллектива – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения.

• Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия.

Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают временную (точечную, частичную и полную виды инклюзии.

Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательногоразвивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.

Цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Для решения поставленных задач требуются техническое оснащение образовательных учреждений; разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ.

Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников, поэтому при подготовке к внедрению инклюзии в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:

• имеется ли спрос среди родителей, которые готовы привести детей инклюзивной группы в сад;

• готов ли коллектив детского сада к внедрению инклюзии (психологическая подготовка и осведомленность о методах и методиках организации инклюзии, умение выстраивать педагогический процесс, исходя из этих основных требований);

• внедрены ли необходимые кадры в коллектив детского сада (дефектолог, психолог, логопед);

• созданы ли необходимые условия для детей инклюзивной группы;

• имеется ли возможность обучения необходимых единиц коллектива по теме инклюзивного образования и его внедрения в ДОУ.

Общество всегда что-то теряет, если определенная часть населения не может участвовать в жизни местных сообществ. Дети, которые учатся жить и играть в группе, поощряющей разнообразие, становятся более уверенными в себе, независимыми и продуктивными взрослыми; они делятся своими умениями и талантами с другими людьми. Сообщества выигрывают от того, что люди с инвалидностью вносят свой вклад в благосостояние общества.

Публикации по теме:

Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Основные понятия, приоритетные направления, задачи Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Фотоотчет по неделе инклюзивного образованияФотоотчет по неделе инклюзивного образования с 1 по 5 апреля в нашем МБДОУ с. Чистополье прошла неделя инклюзивного образования. Началась она 2 апреля с акции "Зажги синим". 2 апреля-Всемирный.

Организация инклюзивного образования в детском саду С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Реализация прав детей с ограниченными.

Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Проблемы реализации инклюзивного образования в ДОУ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ В последнее время большое значение и внимание привлекает уровень изменения здоровья.

Современные аспекты подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях специального инклюзивного образования Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными.

Специфика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском садуСпецифика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду Специфика работы педагога - эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду. Кожухова Наталия Геннадиевна. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 19:19
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД