Татьяна Сергеевна Мялицина
Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления деятельности педагога психолога
в процессе инклюзивного образования
Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон №273-Ф3 «Об образовании в РФ» п. 27 ст. 2)
Публикация «Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования» размещена в разделах
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении, адекватного уровню его развития, образования. Помочь это сделать призван педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога детского сада, реализующего инклюзивное образование являются :
Психодиагностика.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Психологическое консультирование.
Психологическое просвещение.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Здесь следует пояснить, что под ИОМ ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. ИОМ содержит разделы по развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие); по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребёнка и развитию межличностных отношений. Индивидуальный маршрут реализуется через проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в рамках работы ПМПк); отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Вся коррекционно - развивающая работа строится с учётом результатов входящей диагностики и направлена на устранение выявленных у ребёнка проблем.
Не менее важным направлением является консультирование и просвещение родителей. Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда. Работа по данному направлению обеспечивает оказание помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т. д. Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организует мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции родителей, их включению в решение коррекционно-воспитательных задач. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
Ещё одним немаловажным направлением работы является консультирование педагогов учреждения по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными :
• занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями;
• проведение тематических родительских собраний;
• индивидуальные консультации;
• мастер – классы;
• практикумы;
• психологические гостиные и т. д.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога : деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Большая роль в работе педагога-психолога отводится и организационно–методическому направлению, которое включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Главной целью деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Материал подготовила педагог – психолог Мялицина Т. С.
Литература
1. «Развитие инклюзивного образования : сборник материалов». / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива», 2015.
2. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ (https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-v-inklyuzivnom-obrazovanii)