Папки-передвижки

Основные этапы в работе педагога-психолога в школе с детьми группы суицидального риска

Алина Эрбегеева
Основные этапы в работе педагога-психолога в школе с детьми группы суицидального риска

Проблема профилактики суицида и попыток самоубийства в среде детей и подростков занимает прочную позицию в работе школьного психолога, так как своевременное выявление суицидального поведения ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, однако, важным звеном в этой задаче играют психологи и психиатры. Для педагогов-психологов школьных учреждений очень важно понимание основных этапов работы с детьми группы суицидального риска, организация основных направлений в своевременном выявлении этого паттерна, превентивных мерах и кризисном вмешательстве.

Публикация «Основные этапы в работе педагога-психолога в школе с детьми группы суицидального риска» размещена в разделах

Выделяют четыре уровня профилактической работы в образовательном учреждении: общая профилактика, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика.

I уровень – общая профилактика.

Цель: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата, содействие адаптации ребенка и взрослого в учреждении.

Мероприятия: диагностика социально-психологического климата коллективов; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности; группы профилактики эмоционального выгорания для педагогов.

Задачи педагога-психолога :

- изучение особенностей психол. -педагогического статуса и адаптации учащихся с целью профилактики и эффективного решения проблем в общении, развитии, обучении;

- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп, куда относятся волонтёры, медиаторы при решении конфликтов, педагогическая поддержка, программа профилактики;

- формирование позитивного образа Я, принятие личности Другого;

- привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме

Таким образом на данном этапе мероприятий посвященных тематике самоубийств нет. Все проводимые мероприятия направлены на адаптацию ребенка в образовательном учреждение.

II уровень – первичная профилактика.

Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей и их семей группы риска (есть в наличии три и более факторов суицидального риска) с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия: диагностика суицидального поведения, в том числе в группе риска дополнительная диагностика патохарактерологических особенностей поведения, тревожности, агрессии, дезадаптивного поведения; индивидуальные и групповые занятия по обучению разрешению проблем поведения, поиска социальной поддержки и др; психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей, информирование о мерах профилактики (классные часы, круглые столы, стендовая информация); разработка плана действий в случае самоубийства, где прописаны процедуры действия при угрозе самоубийства и после самоубийства, где необходимо определить свою позицию и перечень конкретных действий при случае.

Задачи педагога-психолога :

- выделение и изучение детей группы риска с выходом на рекомендации;

- сопровождение группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийства;

- работа с семьей ребенка, испытывающего кризисное состояние;

- повышение осведомленности персонала, родителей, учащихся о признаках возможного суицида, организация встреч с другими специалистами;

- включение созданной системы психолого-педагогической поддержки в общий план действий.

На данном уровне с детьми вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации, так как в стрессовых нестандартных ситуациях, как правило, дети ищут помощи в своей подростковой среде, боясь либо игнорируя помощь взрослых людей.

Подростки должны знать, что суицид это уход от проблем, от наказания, отчаяния, от всего того что приносит боль и обостряет чувства, но в тоже время является частью жизни, частью реальности. Они

III уровень – вторичная профилактика

Цель: предотвращение самоубийства, работа с теми, кто косвенно (записки, дневники, словесные ключи) или прямо говорит о желании самоубийства.

Мероприятия: оценка риска самоубийства (три степени риска); оповещение учреждение психического здоровья (психиатрическая клиника, запрос помощи, оповещение родителей; разбор случая со школьным персоналом.

Задачи педагога-психолога на этом уровне должны быть в каждом конкретном учреждении. Ключевая задача - оценить степень риска самоубийства, действовать в соответствии рекомендациям.

Степень риска самоубийства подразделяется:

I.НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ (наличие суицидальных мыслей без планов).

1. Оказать предложить эмоциональную поддержку подростку.

2. Проработать суицидальные чувства.

3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

4. Направить к психотерапевту (психиатру).

5. Наладить контакт, договориться о повторной встрече.

II.СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ (наличие суицидальных мыслей, плана без срока реализации).

1. Оказать предложить эмоциональную поддержку подростку.

2. Проработать суицидальные чувства.

3. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).

4. Обсудить альтернативы самоубийства.

5. Заключить контракт

6. Направить к психотерапевту (психиатру).

7. Связаться с семьей.

III.ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ (есть мысли, план, есть сроки и средства реализации для этого).

1. Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.

2. При необходимости удалить орудие самоубийства.

3. Заключить контракт.

4. Немедленно связаться с психиатром, вызвать «скорую помощь», организовать госпитализацию.

5. Информировать семью.

IV уровень – третичная профилактика. Адресатом профилактики этого уровня являются дети и подростки, совершившие попытку суицида. При условии сохранения источника боли подростка (неразрешенный конфликт, фрустрации) подросток может предпринять вторичную попытку бегства от проблемы. Наиболее опасным периодом считается первые три недели после первой попытки самоубийства.

Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидента и его социального окружения.

Мероприятия: возможность консультаций с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению; психокоррекционная работа, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагога-психолога :

- социально-психологическое сопровождение подростка в соответствии с его постсуицидальным состоянием;

- организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей, детей, оказание экстренной психологической помощи очевидцев происшествия;

- индивидуальная коррекционная работа с подростком;

- организация групповой работы и включение в него подростка с целью восстановления навыков адаптации.

Таким образом, при проведении психокоррекционной работы в условиях образовательного учреждения необходимо соблюдать правила глубинной психотерапевтической коррекции, обеспечивающей профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем: снятие психологического напряжения, обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, проведение социально-психологического тренинга проблем разрешающего поведения, активное слушание, отсутствие осуждения, отказ от предложений неоправданных утешений, совместный поиск альтернативных решений, оценка степени риска самоубийства, оказание моральной поддержки, заключение антисуицидального контаркта.

Список литературы

1. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М. : МГППУ, 2006.

2. Чернова Г. В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок" : https://festival.1september

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Игры и упражнения с детьми раннего возраста в работе педагога-психолога в период адаптации .

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Волшебный кубик» Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группе «Волшебный кубик» Цель: развитие и коррекция.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну знаний» Цель: Развитие мышления (творческого, вербального, наглядно-образного, внимания, памяти, воображения, активизации словарного запаса. Задачи:.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Зачем нужны друзья»Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Зачем нужны друзья» Цели ОД. Образовательные: Расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»; познакомить детей с правилами дружеских отношений.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по нескольким направлениям, одно из которых –.

НОД педагога-психолога с детьми младшей группы «В гостях у солнышка» В гостях у солнышка (младшая группа). Цели: -создание положительного эмоционального настроя среди воспитанников, - развивать умение действовать.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Презентация педагога-психолога «Педагогические технологии в коррекционно-развивающей работе с Детьми с ОВЗ» Чебановой П. С. Организационно-педагогические условия коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ: - Создание атмосферы эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные этапы в работе педагога-психолога в школе с детьми группы суицидального риска
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 13:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД