Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада

Татьяна Полякова
Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада

Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по нескольким направлениям, одно из которых – коррекционно-развивающая деятельность. Цель коррекционно-развивающего направления: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Что бы разграничить коррекционную и развивающую работу необходимо помнить, если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива и  отдельного ребенка.

Перед тем как работа психолога будет реализоваться в коррекционно-развивающей деятельности, необходимо провести психодиагностику. Всегда дальнейшая коррекционная и развивающая работа с детьми строится на основе полученного после обследования заключения.

Коррекционно-развивающая работа психолога ведется в группах и индивидуально. В современной системе работы психолога имеются разнообразные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. Коррекционно-развивающее направление может быть необходимо в работе с интеллектуальной сферой, вниманием, памятью, воображением, поведенческими аспектами, личностными, эмоциональными проблемы и т. д.

Данная статья имеет в большей степени практический характер, чем теоретический и раскрывает работу педагога-психолога детского сада на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в направлении активизации познавательной сферы. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно – восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Необходимо отметить, что определенные способности, психологические навыки, психические новообразования успешнее возникают, развиваются и формируются, если создана особая среда.

Можно выделить два направления коррекционно-развивающей работы: 1) собственно развивающую, направленную на всех детей, и 2) психокоррекционную, ориентированную на устранение проблем определенных линий развития, выявленных у конкретных детей.

Разработка содержания развивающей и психокоррекционной работы с детьми осуществляется в рамках некоторых принципов:

1. Содержание развивающей и психокоррекционной работы прежде всего должно соответствовать тем компонентам развития ребенка, которые на данном возрастном этапе наиболее актуальны. Реализация этого принципа, позволяющего психологу выделить приоритетные направления работы с детьми опирается на знание психологических закономерностей развития психики на данном возрастном этапе.

2. Развивающая и психокоррекционная работа организуется, прежде всего, по итогам проведения психодиагностического обследования.

При организации работы в выбранном направлении педагогу-психологу следует воспользоваться системой психолого-педагогических требований и определиться в содержании работы. Для проведения коррекционно-развивающей работы психолог составляет маршрут для группы детей или для одного ребенка. Занятия, которые в своей работе использует специалист, могут быть основаны на программах и конспектах определенных авторов, а так же составлены психологом самостоятельно из отдельных упражнений, заданий и игр. Каждое упражнение, почерпнутое из какой-либо разработки, необходимо оценить с точки зрения его важности и целесообразности в зависимости от системы психолого-педагогических требований.

Приведем алгоритм построения коррекционно-развивающей работы:

1. Определение сути проблемы (организационный этап).

2. Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционно-развивающей работы (задачи работы).

3. Приемы и методы работы, которые соответствуют поставленным задачам. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).

Для получения положительных результатов и большей эффективности занятия следует проводить 1–2 раза в неделю. В группах- по 6 и менее человек. Время проведения занятий для детей старшего дошкольного возраста не превышает 20-30 мин.

Когда педагог-психолог приступает непосредственно к проведению таких занятий необходимо помнить, что перегрузка занятий новизной и разнообразием снижает эффективность и значимость проводимой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо разработать общую структуру коррекционно-развивающих занятий:

-ритуал начала занятия,

-разминка, рефлексия прошлого занятия,

-основное содержание занятия,

-ритуал окончания.

Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы. Ритуалы необходимо выполнять регулярно, начиная с первого занятия.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Разминочное упражнение надо выбирать с учетом актуальности для данной группы и предстоящей работы, потому что одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить ребенка на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений, приемов, игр, направленных на решение определенной задачи. Предпочтение необходимо отдавать многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, мышления, речи, социальных навыков и др. Важны также порядок предъявления упражнений, т. е. их последовательность, и их количество. Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния детей: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т. д. Упражнения надо выстраивать в порядке усложнения, от простого к сложному.

Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось, смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече.

Публикации по теме:

Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского садаИспользование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины.

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада
Опубликовано: 11 января 2019 в 16:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...
Фотоотчет о первом занятии-экскурсии в бассейне ДОУ
Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. Зачем малышей водить в бассейн? Многие скажут, что...